• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Онлайн в школе — это навсегда

Почти половина из тех учителей, кто впервые опробовал онлайн-инструменты во время перехода на дистант, планируют использовать их и дальше. А в целом, по словам исследователей, «ситуация оказалась более оптимистичной, чем ее представляли в информационном пространстве в первые дни».

Онлайн в школе — это навсегда

Лаборатория медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ изучила мнения учителей о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться в первые недели работы в новом формате. В серии «Факты образования» вышло исследование Дарьи Сапрыкиной и Алексея Волоховича «Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей».

В онлайн-опросе лаборатории участвовали 22 600 педагогов из 75 российских регионов. Ситуация отличалась в мегаполисах, небольших городах и селах, где самой серьезной проблемой стало отсутствие интернета, компьютеров и смартфонов в достаточном количестве. Кроме того, многие учителя говорили о том, что нагрузка на них увеличилась. Как следствие – выросло эмоциональное напряжение. 

Тем не менее, в целом образовательные организации справились с вызовами. По данным исследования, большинство учителей – 64% – работали с образовательными платформами и до пандемии, хотя бы время от времени. В период перехода школ на дистанционное обучение доля пользующихся онлайн-ресурсами увеличилась с 64% до 85%. Из тех, кто прежде не использовал никакие образовательные онлайн-ресурсы, 74% стали их применять. Из новых пользователей 47% отметили, что скорее всего продолжат применять их в будущем в своей работе. 

Отдельно исследователи проанализировали ситуацию с переходом на дистанционное обучение в Саратовской, Мурманской, Омской областях, Забайкальском и Краснодарском краях, а также в Республике Якутия.      

Переход разные школы и разные учителя понимали по-своему. Некоторые считали, что дистанционное обучение – это видеоуроки. И старались проводить удаленные занятия в соответствии с прежним школьным расписанием. Понятно, что через неделю-две от такой тактики пришлось отказаться: нарушались нормы нахождения детей перед компьютером, контролировать дисциплину в течение 45 минут онлайна было непросто. Другие считали, что передача домашних заданий через мессенджеры и электронный дневник, прием выполненного в виде фотографий – тоже форма дистанта. Мы столкнулись с тем, что юридически сфера дистанционного обучения не отрегулирована.

Милкус Александр Борисович
Заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании

По результатам исследования, работ Института образования, проведенных в период пандемии, будут сделаны выводы. Эксперты предложат, как усовершенствовать нормативную базу использования дистанционного обучения в учреждениях среднего образования. 

Читать и скачать полный вариант в pdf можно здесь