• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Как учить, если надо лечить

Детей, которые подолгу лежат в больнице, надо учить, но как это делать? Школы при крупных больницах существуют, но здесь всё иначе – не как в обычной школе. Начиная от таких, казалось бы, технических деталей, как невозможность жесткого расписания, и заканчивая спецификой эмпатии. Учитель не может не сопереживать страданиям ребенка – а значит, и его эмоциональное выгорание будет другим. Термин «госпитальная педагогика» появился совсем недавно, эта область мало исследована, учителя и директора госпитальных школ сталкиваются со множеством методических и организационных проблем. К их решению подключились студенты Инобра: на площадке «УчимЗнаем» прошли защиты двух первых студенческих исследований по этой теме.

«УчимЗнаем» – федеральный проект, возникший на базе московской школы № 109, его флагманская площадка — Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Сегодня в него входят школы в других больницах Москвы и нескольких городах России.

Идея совместных проектов родилась у нас после первой же экскурсии наших студентов в центр и встречи с руководителем «УчимЗнаем» Сергеем Шариковым и его командой. Тема показалась нам глубокой и интересной, но главное – она не оставила равнодушными студентов. Сразу же появилось множество желающих принять участие.

Суханова Гульшат Назифовна
Преподаватель Института образования

Пять студентов программы «Экономика и управление образованием» работали над двумя проектами, они вели исследование в Центре детской гематологии и беседовали с директорами и сотрудниками других площадок проекта «УчимЗнаем». В рамках первого исследовательского проекта была предложена организационная схема открытия госпитальных школ в регионах и описаны навыки, которыми должен обладать педагог такой школы. На основе кейсов студенты искали алгоритм: в какой последовательности и что нужно делать, чтобы открыть в своем регионе школу при больнице. Предложили собственную классификацию учителей, с которыми встречались — «педагог-друг», «педагог-классик» — и разбирали типичные трудности и риски для тех, кто работает с больными детьми. 

Второй проект анализирует рынок труда и особенности подбора учителей для госпитальных школ: студенты непосредственно участвовали в закрытии педагогических вакансий флагманской площадки «УчимЗнаем» и пришли к выводу, что нужны специальные инструменты оценки и отбора специалистов. Они предложили примеры входных тестов для соискателей и сформулировали идеи, как проводить собеседования, писать объявления и использовать механизмы хедхантинга.

Трансляцию защиты смотрели многие практики из сферы госпитальной педагогики, в том числе директора больничных школ со всей России: вовлеченность специалистов очень большая. Более того, после защиты мы получили от наших коллег множество запросов на продолжение обсуждения полученных результатов. Все это говорит о том, что выводы студентов интересны и востребованы. Они обязательно будут использованы в дальнейшей работе как директоров, так и учителей наших площадок.

Сергей Шариков
Ph.D, руководитель федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем»

 «В новом учебном году стартуют новые прикладные и исследовательские проекты, потому что это востребовано госпитальными школами и интересно Инобру», – говорит Гульшат Суханова. Для студентов это тем более интересный вызов, потому что «тема очень мало изучена как в России, так и за рубежом. Студенты буквально по крупицам собирают материалы, которые можно изучить и на которые можно опереться. Поэтому здесь – огромный простор для исследований». 

Видеозапись защиты можно посмотреть здесь.

В 2020 году набор впервые будет вестись на объединенную программу «Доказательное развитие образования» – в нее вошла, в том числе, программа «Экономика и управление образованием». Прием документов начнется 22 июня. Подробности здесь.