Пандемия опаснее для образования бедных
Эксперты Всемирного банка построили несколько моделей — какими могут быть последствия эпидемии для образования. Первый вариант — примерно равные потери для всех. Согласно второму, пострадают, в основном, малообеспеченные семьи: «Даже если вирусу все равно, богаты вы или бедны, возможности смягчить эффект от него — разные. В этом варианте богатые вырвутся вперед, а бедные еще больше отстанут». И, наконец, худший прогноз: посещаемость учебных заведений в некоторых странах может резко упасть, потому что детям придется зарабатывать на жизнь.
Для России наиболее вероятен второй вариант. В России около четверти школьников не имели полноценного доступа к интернету, и качество их обучения в условиях пандемии было ниже, чем в традиционных условиях. «Особенно тревожат перспективы детей из семей с низким социально-экономическим статусом. Как показало исследование PISA, в период с 2015 по 2018 год их результаты снизились. Пандемия может закрепить этот негативный тренд», — предупреждают сотрудники Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского.
Разрыв в качестве образования между детьми из материально неблагополучных и благополучных семей в результате пандемии увеличится. Это создает риски для достижения цели национального проекта в сфере образования — вхождение в топ 10 лучших стран по качеству общего образования.
Авторы подчеркивают, что сейчас, пока эпидемия продолжается, самое главное для правительств — наладить дистанционное обучение, затем — поддерживать школы финансово, в том числе выделить дополнительные средства тем школам, в которых концентрируются дети из малообеспеченных семей. Это позволит организовать дополнительные занятия по предметам для компенсации потерь.
Полный вариант доклада «Прогнозируемые потери для школьного образования из-за пандемии COVID-19: оценки и поиск способов компенсации» можно прочитать здесь: https://clck.ru/PJqoz