• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пандемия опаснее для образования бедных

Коронавирус нанес ущерб будущему детей и подростков. Уже сейчас экономисты подсчитывают — во сколько обойдется ученикам закрытие школ на несколько месяцев. Обеспеченные семьи из мегаполисов могут преодолеть этот период без последствий. Угрозы для бедных — более серьезные. Опасности образовательного неравенства и меры борьбы с ним оценили ученые из нескольких стран — эксперты Инобра ВШЭ и Всемирного банка.

Пандемия опаснее для образования бедных

Эксперты Всемирного банка построили несколько моделей — какими могут быть последствия эпидемии для образования. Первый вариант — примерно равные потери для всех. Согласно второму, пострадают, в основном, малообеспеченные семьи: «Даже если вирусу все равно, богаты вы или бедны, возможности смягчить эффект от него — разные. В этом варианте богатые вырвутся вперед, а бедные еще больше отстанут». И, наконец, худший прогноз: посещаемость учебных заведений в некоторых странах может резко упасть, потому что детям придется зарабатывать на жизнь.  

Для России наиболее вероятен второй вариант. В России около четверти школьников не имели полноценного доступа к интернету, и  качество их обучения в условиях пандемии было ниже, чем  в традиционных условиях. «Особенно тревожат перспективы детей из семей с низким социально-экономическим статусом. Как показало исследование PISA, в период с 2015 по 2018 год их результаты снизились. Пандемия может закрепить этот негативный тренд», — предупреждают сотрудники Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского. 

Разрыв в качестве образования между детьми из материально неблагополучных  и  благополучных семей  в результате пандемии увеличится. Это создает риски для достижения цели национального проекта в сфере образования — вхождение в топ 10 лучших стран по качеству общего образования. 

Авторы подчеркивают, что сейчас, пока эпидемия продолжается, самое главное для правительств — наладить дистанционное обучение, затем — поддерживать школы финансово, в том числе выделить дополнительные средства тем школам, в которых концентрируются дети из малообеспеченных семей. Это позволит организовать дополнительные занятия по предметам для  компенсации потерь. 

Полный вариант доклада «Прогнозируемые потери для школьного образования из-за пандемии COVID-19: оценки и поиск способов компенсации» можно прочитать здесь: https://clck.ru/PJqoz