Задание государственной важности
За три десятилетия после распада СССР системы образования независимых государств стали достаточно сильно различаться, но проблемы у них остались общими. Непрозрачные вступительные испытания в вузах, растущий субъективизм приемных комиссий и низкие шансы выходцев из бедных семей и сельской местности — то, что в начале 2000-х толкнуло эти страны на создание систем стандартизированных экзаменов. Этот процесс продолжают оценивать по-разному, но сравнение с соседями показало, что в России удалось создать одну из наиболее эффективных систем. Она разгрузила школьных выпускников от двух волн экзаменов подряд и используется разнопланово: наряду с Азербайджаном и Казахстаном, Россия активно использует ЕГЭ для оценки качества образования и принятия управленческих решений. Тем не менее, авторы отмечают, что «результаты ЕГЭ — крайне закрытая информация, публикуются лишь немногие данные, что негативно сказывается на уровне доверия к экзамену и усложняет проведение научных и аналитических работ».
Среди общих негативных тенденций авторы назвали рост рынка репетиторства. В некоторых странах распространилось «натаскивание» в школах. Там в старших классах реальное изучение всей программы сужается, а задача подготовиться именно по тем предметам, по которым предстоят экзамены, выходит на первый план. «В отдельных случаях эти явления могут приобретать особо угрожающие размеры», — отмечают исследователи. На эту проблему следует обратить внимание практикам и управленцам. Системы образования разных стран ставят перед собой схожие задачи. Это совершенствование тестов, которое позволило бы оценивать когнитивные навыки более высокого порядка, и переход на компьютерное тестирование.
Полный текст исследования можно прочитать здесь.
Болотов Виктор Александрович
Научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании, ординарный профессор ВШЭ
Горбовский Ростислав Викторович
Аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского