• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

О чем говорят учителя

День учителя – хороший повод узнать, что волнует педагогов. Сразу два выпуска бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка, посвящены возможностям и дефицитам, связанным с этой профессией. Сергей Заир-Бек, Татьяна Мерцалова и Константин Анчиков из Центра общего и дополнительного образования имени Пинского опирались на данные статистики, исследования Инобра и коллег из стран ОЭСР, но в первую очередь – на разные социологические обследования, которые отражают настроения самих учителей.

О чем говорят учителя

Выпуск «Кадры школьного образования: возможности и дефициты» – главным образом, о том, каких предметников не хватает, и об омоложение профессии. Пока его не происходит, хотя доля молодых учителей в последние годы остается стабильной – не падает. А вот процент работающих пенсионеров растет. Впрочем, как это влияет на качество школьного образования – дискуссионный вопрос. У мировых лидеров по этому показателю (согласно PISA) возрастных педагогов почти столько же (Финляндия) или даже больше (Эстония).

Выпуск «Экономические условия и механизмы профессионального роста школьных кадров» посвящен самым болезненным вопросам: престижу, привлекательности профессии и зарплате. В реальном выражении она в последние годы снижается, хотя статистика фиксирует номинальный рост. Как исправлять эту ситуацию – экономисты спорят. Одни предлагают дифференцировать зарплату, привязав ее к разным режимам работы учителя – в том числе к индивидуальным занятиям, наставничеству, проектной, исследовательской активности и т.д. Другие не согласны: многие из этих функций не удастся нормировать и грамотно «посчитать».

Исследования здесь https://memo.hse.ru/