• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Бережной культуры общения не существует

Пока одни борются за то, чтобы сделать интернет безопасным местом для коммуникации, а другие считают, что человек должен уметь справляться с агрессией в свой адрес самостоятельно, культуролог Оксана Мороз рассказывает о том, возможно ли бережное общение между людьми в принципе, и как развивались практики дисфункционального общения в онлайн-пространстве.

Бережной культуры общения не существует

Более радикальное выражение агрессии в онлайне связано с тем, что интернет долгое время был пространством анонимной коммуникации, человек мог спрятаться за своим виртуальным образом. 

Мороз Оксана Владимировна
Кандидат культурологии, доцент факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ

Существуют разные разные подходы к тому, откуда берется агрессия в интернете. Одни считают, что социальные практики определяют то, как используются технологии. Другие говорят о том, что это возможности цифрового пространства влияют на то, как мы общаемся. Для этого существует понятие social media misuse, которое означает использование специфических инструментов и функций онлайн-платформ, которые провоцируют дисфункциональное общение. 

Однако, независимо от позиции, что первичнее – технологии или общение в реальной жизни, исследователи выделяют одинаковый пул дисфункциональных коммуникационных практик. Среди них – троллинг, хейт, шейминг, сталкинг, неймколлинг и другое. То, что эти феномены не переведены на русский язык и представлены в большинстве своем неологизмами или англицизмами говорит о том, что в российской среде ими занимаются не очень часто и, в основном, работы анализируют опыт в англоязычной среде. 

Любые практики кенселлинга, троллинга или блейминга являются способами обозначить границы, выделить себя как авторитетного носителя нормы, а других – как нарушителя спокойствия.  

Cancel culture (кенселлинг) – культурный акт, который с помощью инструментов медиа и интернета выражает недовольство группы людей публичными действиями, которые представляются им ненормативными, другой группы людей, чаще всего известных личностей. Будучи коллективным, такой акт способен повлиять на позицию публичной персоны или компании. 

Троллинг – субкультурная практика общения, которая была принята среди первых интернет-пользователей. По их мнению, они являются держателями традиционных, единственных нормативных способов жить онлайн, и их задача в том, чтобы научить окружающих выживать в интернет-пространстве. Проявление дедовщины и жесткие шутки учили тому, что интернет – это далеко не безопасное место, и нужно уметь защищаться, потому что никаких регулирующих механизмов здесь нет. Но с распространением социальных сетей тролли растворились в общей массе пользователей, и их практики, изначально имевшие под собой этические основания, превратились в вариант бытового хамства.

Сложно представить себе по-настоящему выстроенную бережную культуру общения, потому что бережность не заложена в логику нашего совместного со-бытия, исходя из замеченных фундаментальных особенностей человека как субъекта в рамках философской антропологии. 

Мороз Оксана Владимировна
Кандидат культурологии, доцент факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ

Критики бережной культуры общения не признают попытки сделать онлайн-пространство safe space и выработать нормы, которые автоматически защищают от разного рода агрессии. По их мнению, каждый человек должен уметь сам защищаться от враждебного поведения в свой адрес. Концепция миметического насилия Рене Жирара говорит о том, что люди, объединяясь в сообщество, переносят свою агрессию на заведомо более слабых субъектов, от которых можно безболезненно избавиться. 

 Файл:YouTube full-color icon (2017).svg — Википедия Смотреть запись вебинара