• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Памяти Мастера

Трагическая новость пришла из Красноярска. Не стало нашего коллеги и товарища Бориса Хасана. Мы знали Бориса Иосифовича не только как выдающегося педагога и психолога, создателя российской школы по педагогике развития, но и как друга, стоявшего у истоков многих инициатив Института образования.

Памяти Мастера

Еще до создания Инобра Борис Хасан стал одним из авторов программы «Управление образованием», первоначальный вариант которой появился в Шанинке. До последних месяцев жизни преподавал в нашем институте социальное проектирование, участвовал в проектах, связанных с подготовкой директоров школ и управлением образовательными системами. Создавал организационно-деятельностные игры для студентов программы.

Сегодня о профессоре Хасане вспоминают его коллеги и ученики по всей стране. Не только в Красноярске, где он создал Институт психологии и педагогики развития и предложил новаторскую педагогическую модель гимназии «Универс». И не только те, кто лично знал Бориса Иосифовича, но и читатели его книг по психологии конфликта, социальной педагогике и «человековедению» в школе.

Своими воспоминаниями поделились сотрудники Инобра, много лет работавшие и дружившие с Борисом Хасаном.   

Научный руководитель Института образования Исак Фрумин – в 1980-е годы вместе с Борисом Хасаном создавал гимназию «Универс»:  

«Полгода назад врачи сказали, что у него тяжелая болезнь. Чуда не случилось. Сегодня многие люди чувствуют, как ушел из их жизни очень важный интеллектуальный и нравственный ориентир.

Говоря о Хасане, мне очень трудно разделить личное и как бы общественное, историческое понимание его судьбы. Для меня важно, что в течение многих десятилетий он был старшим другом и в определенном смысле наставником не только для меня, но и для Виктора Болотова, Анатолия Каспржака и еще для сотен людей. Без него не было бы моего сегодняшнего понимания жизни, образования, науки.

Конечно, он был душой и мозгом большого Красноярского эксперимента по созданию Касталии в Сибири. Там был и первый психолого-педагогический факультет, и первая университетская экспериментальная школа. Он, собственно, создал – пожалуй, впервые в России – целый исследовательский институт, который был внутри школы. Как исследователь был включен в реальный процесс. Надо бы собрать его тексты, идеи, проекты. Картина, уверен, будет грандиозная.

Но сегодня мне кажется самой примечательной и символической его идея высшего образования в мастерских. Собственно, он не скрывал, что заимствовал ее в театральных институтах. Борис Хасан предложил с третьего курса учить студентов не столько на лекциях и семинарах, сколько в мастерских.  Именно в них преподаватель-мастер формирует будущих педагогов и психологов. Эта идея для него была очень личная – в мастере соединялась и внутренняя направленность, и логика профессионального становления. Он сам был такой Мастер».

Ординарный профессор Вышки Анатолий Каспржак – научный руководитель магистратуры «Управление образованием», в прошлом ректор Шанинки:  

«С того разговора прошло тридцать лет. Так случилось, что я оказался в подмосковном пансионате «Голицыно» в качестве эксперта, который оценивал учебные пособия. В курилку, где почему-то никого не было, вошел чуть седеющий мужчина лет сорока, одетый в стиле Camel: «Борис Хасан, Красноярск. Мы с Вами нигде не могли встречаться?». Быстро выяснилось, что мы встречались в сто шестой, той самой, которая нынче именуется гимназией «Универс».  Тут разговор «опредметился», оперся на общую почву и… закончился через три дня, у меня дома, на кухне. Беседу «обо всем сразу» прервали московские товарищи Бориса, которые искали его везде (мобильников, замечу для молодежи, тогда просто не было), где только можно, строя не самые радужные гипотезы относительно таинственного исчезновения сибирского психолога.

Тогда я еще не знал, что Хасан – это:

  • психолог, который не задает лишних вопросов не потому, что ему что-то не интересно, а потому, что это не позволяет сделать юридическое образование, которое понуждает «держать тему»;

  • профессор-конфликтолог, книга которого с интригующим названием «Мир без конфронтации или Да здравствует конфликт!» стала настольной не только у ученых, которые о конфликтах думают, но и у учителей, которые с ними работают;

  • практический знаток организационно-деятельностных игр, готовый по первому зову прилететь за тридевять земель и играть «в подумать» с теми, кто  никогда в жизни этого не делал и, потому, не подозревают, что практическое мышление чревато тяжелыми последствиями; 

  • методолог, который на вопрос, заданный восторженным неофитом-игруном, новоиспечённым последователем Георгия Петровича Щедровицкого, отвечает разящим собеседника вопросом: «А что Вы будете делать с моим ответом?».

Борис играл роль «транзитного мостика», соединявшего планету великих философов, психологов-шестидесятников и нас – образовательных практиков перестройки. Должно вспомнить Бориса Иосифовича как основателя мощной красноярской школы педагогов, наполнившей выпускниками психолого-педагогического факультета и гимназии «Универс» московские университеты и «коридоры» столичной обновительной власти».

Дмитрий Фишбейн – директор Лицея НИУ ВШЭ и преподаватель Инобра: 

«Мне кажется, что в нашей жизни не совсем понятно, что такое хорошо, а что такое плохо. Нет, я не про общечеловеческое, а про профессиональное. Как мне понять, насколько то, что я делаю, по-настоящему хорошо, как говорят по гамбургскому счету? Неясно.

Для меня одним из способов разобраться в этом был ответ на вопрос «А что бы про это сказал Борис Иосифович?».  Да, с юмором, очень корректно, но при этом понятно, когда плохо. Для меня Борис Иосифович олицетворяет то, что называется «задавать планку, уровень».

И важно, что во всем. Вот звонишь ему, говоришь про очередную авантюру, он как всегда за любую движуху. А ты сам, моложе его на 30 лет, вчера, сославшись на усталость, отказался от того, чтобы помочь людям.

Еще, несомненно, Борис Иосифович очень филологичен. Его фразы, сравнения, байки пересказываются многими и много раз. Как у него получалось так точно и тонко сказать, показать всем суть. Мне, например, про Лицей, где я работаю, стало все понятно после того, как Борис Иосифович как бы между делом сказал: «Так у тебя же вокзал – они едут дальше, а у тебя выбирают, куда конкретно ехать».

Я точно знаю, что мне очень повезло. Побыть рядом с профессором, по-серьезному стараться соответствовать. Спасибо!».

Коллектив Института образования соболезнует родным и близким нашего коллеги и друга.