• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Выгоды от STEM-образования нет

Несмотря на распространенный миф о том, что специалисты технических направлений получают больше, результаты трех разных исследований показывают обратное. На вторничном семинаре обсудили, как меняется и от чего зависит зарплата STEM-работников, и пришли к выводу, что все же «лириком» быть выгоднее.

Выгоды от STEM-образования нет

Исследования, которые представил Владимир Ефимович Гимпельсон, ведущий научный сотрудник Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ, говорят об одном, хотя были проведены в разные годы, с использованием разных методологий, на разных источниках данных – зарплатной премии нет ни за STEM-образование, ни за STEM-работу. 

STEM (Science, Technology, Engineering, Math) принято считать двигателем технологического и экономического развития. Нехватка STEM-специалистов в развитых странах вызвала необходимость переориентации высшего образования на выпуск бо́льшего числа студентов технических направлений. Каждый год на российских рынок труда выходит около 300 тысяч STEM-специалистов, это каждый четвертый выпускник. Растущий спрос на STEM-навыки называют одной из причин развития неравенства. 

В начале карьеры STEM-специалисты могут похвастаться более высокой заработной платой, которая стремительно растет, но очень скоро начинает так же быстро снижаться. STEM-навыки дают быструю отдачу в заработной плате, но они и быстрее устаревают, поэтому работники технических специальностей должны более активно переучиваться, но исследования показывают, что этого не происходит. С возрастом STEM-работники, с одной стороны, все больше отстают от не STEM-работников и от более молодых специалистов.  

 Преимуществ перед не STEM-специальностями нет, устаревание технологических навыков никак не компенсируется, и переобучение не помогает. 

Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, заслуженный профессор

 В развитых странах ОЭСР ситуация иная – STEM-специалисты зарабатывают выше среднего. И если в России эта тенденция отличается от мировой, возникает вопрос: может быть, что-то не так с нашей экономикой и рынком труда?

Агранович Марк Львович
Заведующий научно-исследовательским центром мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования РАНХиГС

Запись вебинара доступна по ссылке