Выгоды от STEM-образования нет
Исследования, которые представил Владимир Ефимович Гимпельсон, ведущий научный сотрудник Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ, говорят об одном, хотя были проведены в разные годы, с использованием разных методологий, на разных источниках данных – зарплатной премии нет ни за STEM-образование, ни за STEM-работу.
STEM (Science, Technology, Engineering, Math) принято считать двигателем технологического и экономического развития. Нехватка STEM-специалистов в развитых странах вызвала необходимость переориентации высшего образования на выпуск бо́льшего числа студентов технических направлений. Каждый год на российских рынок труда выходит около 300 тысяч STEM-специалистов, это каждый четвертый выпускник. Растущий спрос на STEM-навыки называют одной из причин развития неравенства.
В начале карьеры STEM-специалисты могут похвастаться более высокой заработной платой, которая стремительно растет, но очень скоро начинает так же быстро снижаться. STEM-навыки дают быструю отдачу в заработной плате, но они и быстрее устаревают, поэтому работники технических специальностей должны более активно переучиваться, но исследования показывают, что этого не происходит. С возрастом STEM-работники, с одной стороны, все больше отстают от не STEM-работников и от более молодых специалистов.
Преимуществ перед не STEM-специальностями нет, устаревание технологических навыков никак не компенсируется, и переобучение не помогает.
В развитых странах ОЭСР ситуация иная – STEM-специалисты зарабатывают выше среднего. И если в России эта тенденция отличается от мировой, возникает вопрос: может быть, что-то не так с нашей экономикой и рынком труда?
Агранович Марк Львович
Заведующий научно-исследовательским центром мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования РАНХиГС
Запись вебинара доступна по ссылке
Абанкина Ирина Всеволодовна
Центр финансово-экономических решений в образовании: главный научный сотрудник
Гимпельсон Владимир Ефимович
Ординарный профессор ВШЭ
Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, заслуженный профессор