• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Формула свободы

75 лет исполнилось бы Евгению Сабурову. К сожалению, Евгения Федоровича нет с нами. Мы вспоминаем его как друга, коллегу и интеллектуала, во многом опередившего время: экономические и социальные явления он рассматривал в комплексе. Не случайно в разные годы он занимал посты министра экономики России – и руководителя Института развития образования ВШЭ. В субботу в 16:00 мы проводим Сабуровские чтения на тему «Как развивать доверие в системе образования» – и публикуем статью Ирины и Татьяны Абанкиных.

Формула свободы

Научные разработки и книги Евгения Федоровича Сабурова пронизаны его образным мышлением, умением сочетать стройность математических построений с гуманитарностью образования как частного и общественного блага. Экономической интерпретации феномена образования Сабуров посвятил более двадцати лет. Опорными точками в ней были такие понятия как благо, польза, лишения, сигналы, фильтры… Евгений Федорович писал про образование как пристрастие, про образование как наследство, пытаясь соединить человеческий капитал и школу.

Евгения Сабурова волновал вопрос, как сделать теорию человеческого капитала чувствительной к качеству образования. Обобщенным показателем запасов общего человеческого капитала, которыми располагает та или иная экономика, принято считать среднее число накопленных лет образования. Однако этот показатель оказывается нечувствительным к качеству и не позволяет, например,  учитывать современные тенденции к ускорению профессионального образования за счет большей интенсивности и современных технологий. Стремление расщепить профессиональное образование на уровни  отражает реакцию на современные вызовы экономики – короткие программы и высокий темп позволяют гибко реагировать на сигналы рынка. Однако формально при расчете накопленных лет образования это может занижать оценку запасов человеческого капитала. Более того, моральное устаревание полученного образования тоже не отражается адекватно. Именно поэтому Евгений Федорович не оставлял попыток концептуально развить теорию человеческого капитала с учетом современных представлений об образовании на этапе перехода от «знаний, умений, навыков» к компетенциям.

Еще одно направление совершенствования теории человеческого капитала, которое обсуждал Евгений Федорович, связано с модификацией так называемого «начального нулевого наделения». Легко согласиться с мыслью, что все люди разные, но совсем непросто построить теорию, предусматривающую разный темп накопления начального капитала в зависимости от стартовых возможностей и от способности учиться. Метафора ученика как «пустого сосуда», который учитель наполняет в процессе обучения, была использована еще Яном Коменским. Евгений Федорович, продолжая метафору Коменского, называл пустой сосуд мешком. Но он прекрасно понимал несовместимость таких представлений с современными вызовами, его научный поиск как экономиста был направлен именно на разработку математических моделей, которые бы позволяли учитывать и качество образования, и разность стартовых условий, и принципы капитализации дохода от образования в будущем.

Либеральные концепции в финансировании образования, которые отстаивал Евгений Сабуров, были связаны с так называемым нормативным подушевым финансированием. Сущность замысла заключалась во введении в нерыночную систему образования некоторого рыночного инструмента. В первую очередь, имелось в виду создание механизма конкуренции учебных заведений за учеников, нацеленность на их индивидуальные потребности и особенности, создание выбора в образовании. Предполагалось, что рыночные инструменты позволят также повысить эффективность бюджетных расходов. 

Евгений Сабуров прекрасно понимал великий принцип либеральной несправедливости: богатство приносит доход. Но в образовании он также абсолютно точно понимал, что живое дело учителя – это не его предмет, а его ученики. Именно поэтому Сабуров сумел убедить и законодательно закрепить в финансировании образования принцип «Деньги следуют за учащимися». Не важно, что на его внедрение ушло почти 20 лет, важно, что  в законе «Об образовании» 1992 года были институционализированы прозрачные механизмы финансирования образования, которые позволяют перемещать ресурсы вслед за учащимися. Это закрепление справедливости в распределении ресурсов в образовании, не затягивание образования в прокрустово ложе бюджетной отрасли, а экономическая интерпретация свободы. Именно эти принципы финансирования дают каждому не только право на образование, но и право на развитие, право на мобильность по любому из векторов: в социальной, в культурной, в интеллектуальной, в профессиональной, в этической, в психологической и в любой другой сферах.  

Разработки, размышления, проверки гипотез и расчеты Евгения Федоровича Сабурова остались в его книгах, статьях, стенограммах выступлений, но, главное, – в его учениках, которым он успел привить вкус к теоретическому познанию, азарт к проверке гипотез, а значит и любовь к свободе, которая, как он сам писал в книге «Школа и свобода», имеет с любовью к образованию одну природу – это любовь к развитию. 


Сабуровские чтения – конференция «Как развивать доверие в системе образования» – начнется в субботу, 13 февраля, в 16:00. Подключение по ссылке. Идентификатор конференции: 972 7079 9050. Код доступа: 392694