Рынок труда цифровых гуманитариев еще предстоит создать
Благодаря проектам в области Digital Humanities, стало возможным «посещать» музеи мира в цифровом простанстве. Для исследователей появилась возможность за счет масштабной оцифровки текста более детально анализировать литературные произведения.
Гуманитарная цифровизация требует новых компетенций. Среди hard skills – это программирование, веб-девелопмент, data science, среди «мягких» навыков – умение работать в междисциплинарной команде, понимать «языки» разных областей и уметь переводить с одного на другой. Эксперты считают, что для специалистов Digital Humanities важнее всего способность поставить свое видение проекта и уже с помощью компьютерных навыков преобразить его в какой-то продукт, умение продумывать исследовательские сценарии и архитектуру взаимодействия данных.
Подходы Digital Humanities можно использовать в школе. Например, учащимся предлагается сопровождать школьные сочинения интерактивными комментариями, ссылками, а на уроках истории изучать архивные фотографии и записи с помощью специальных программ.
Существует ряд проблем с преподаванием цифровых гуманитарных наук:
- Междисцилинарная деятельность плохо вписывается в календарно-тематический план;
- Учители не до конца понимают, для чего это нужно, и не готовы к преобразованиям;
- Исследовательские проекты, которые лежат в основе Digital Humanities, находятся вне школьного формата;
- Недостаточный уровень технического оснащения школ.
Нет не только образовательного стандарта, но и идеологического. Нужны междисциплинарно-ориентированные преподаватели.
Образовательные программы сейчас вырастают в процессе реализации и нередко проектируются совместно со студентами. Изменения так динамичны, что двухлетняя магистратура – пространство постоянного совершенствования.
Абанкина Ирина Всеволодовна
Кандидат экономических наук, ординарный профессор, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании
Рынка труда для специалистов Digital Humanities в России сейчас нет, чаще всего они работают и продвигают свои собственные проекты. В стандартных номенклатурах нет даже такой специальности, как цифровой гуманитрий, поэтому возникают формальные сложности и недоформулированность запроса. Работодатели считают, что, например, филологи будут работать блогерами или SMM-щиками. Задача по созданию новых видов деятельности и креативной экономики лежит на студентах и выпускниках магистратуры в области Digital Humanities.
Запись семинара доступна по ссылке
Абанкина Ирина Всеволодовна
Центр финансово-экономических решений в образовании: главный научный сотрудник
Бонч-Осмоловская Анастасия Александровна
Школа лингвистики: Доцент
Бонч-Осмоловская Анастасия Александровна
Доцент факультета гуманитарных наук, руководитель программ «Политическая лингвистика» и «Компьютерная лингвистика»