Между семьей и школой
Когда в 2012 в законе «Об образовании» зафиксировали возможность учиться в семье, то эти нормы отправились в свободное плавание. Практика создавалась снизу – родителями и школами. И вот спустя почти 10 лет у нас появляется подзаконный акт, который, казалось бы, должен расшить главные барьеры. Но он их не только не устраняет, но и в чем-то усугубляет.
Первый барьер: неопределенность с аттестацией. В законе указано, что ученик вправе прикрепиться к школе и пройти промежуточную аттестацию. Это все-таки право или обязанность? Новые нормы не дают ответа на этот вопрос. Родители настаивают, что это право, и это становится точкой роста конфликтов семей и школы. Я не уверен, что отстать от семьи и не проверять уровень знаний – правильная позиция. У нас есть негативные кейсы, связанные с семейной формой, когда именно промежуточная аттестация позволила выявить неграмотность. Но если это обязанность, то от документа ждали ясности в этом вопросе.
Мы понимаем позицию родителей, которые недовольны ежегодной аттестацией: часто школьная программа не сопоставима с программой подготовки конкретного ребенка. Это допускает и ФГОС, где есть перечень образовательных результатов, но нет распределения по годам. Очень часто родители используют формулу: мы полгода изучаем всю географию, следующие полгода – всю биологию. И когда ребенок приходит в школу, и ему говорят – ты должен пройти промежуточную аттестацию по алгебре, а в планах родителей она только на следующий год, – тут возникает конфликт.
Многие зарубежные страны ввели правило – если родитель выбрал школу для аттестации, то в начале года он согласовывает с ней учебный план. А у нас промежуточную аттестацию определяет школа. Детям на семейной форме предлагаются те же самые задания, которые сдают остальные ученики. У школы нет стимулов адаптировать аттестацию под запрос конкретной семьи.
Причина в разном финансировании образования в школе и за ее пределами. Ребенок, даже находясь на заочной форме, остается в контингенте школы. Он может пользоваться ее ресурсами, это оплачивается бюджетом. Когда ребенок на семейной форме, субъект РФ обязан компенсировать школе затраты только на промежуточную аттестацию. Но адаптировать ее – очень большие затраты по силам и времени, и очень небольшие деньги. Как показывают интервью, которые мы проводили в пяти регионах, часто школы этих денег и вовсе не получают. Поэтому для школы дети на семейном обучении превращаются в некую обузу.
Так и не решена проблема с учебниками. У родителей возникает вопрос: мы учебники можем взять на месяц на время аттестации, или на весь год? Даже когда у библиотеки есть достаточно учебников, и директор может их выдать, орган контроля его спросит: а на каком основании?
Еще одна важная история: творческое, спортивное, духовное развитие ребенка, его социализация, развитие талантов, участие в олимпиадном движении. Ведь точка входа в олимпиадное движение – через школу. Формально ребенок вне этого движения, и родителям приходится преодолевать препятствия, чтобы направить своего ребенка от какой-то школы, либо договариваться напрямую с районом. По правилам, участие в допобразовании – тоже лишь на время промежуточной аттестации.
Серьезный барьер – возможность сочетания разных форм обучения. Закон говорит, что мы можем сочетать – часть программы в семейной форме, часть очно. Такая потребность возникает на старших ступенях, там сложные предметы. Например, родители бы хотели, чтобы на физику и химию ребенок ходил в школу. Но мы сталкиваемся с проблемами в методики расчета, потому что не знаем, сколько в субсидии выполнения госзадания стоит, например, физика или химия. Если бы сделали такую детализацию, школе было бы проще компенсировать свои затраты по отдельным предметам – а значит, допустить к ним детей с семейного обучения.
Не скажу, что проект приказа как-то сильно ухудшает положение семей, но он и не дает ответа на вопросы, которых накопилось много. Льготы на проезд общественном транспорте, поездах дальнего следования, посещение музеев – всего этого дети на семейном обучении по-прежнему лишены. Остается лакуна в вопросе о воинской обязанности – отсрочка предоставляется подросткам, достигшим 18 лет, но еще не окончившим школу. Подростки на семейной форме обучения этой отсрочки не имеют.
Лаборатория образовательного права: Заведующий лабораторией
Все новости автора