• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Утомленные школой

Российские школьники массово жалуются на усталость от школы и нагрузку. Если дети действительно перегружены, то нужно искать решение этой проблемы. Скорее всего, речь должна идти не о жестких ограничениях, а о точечных изменениях для конкретных школ, классов и даже детей. Однако можно обсуждать и исследовать более радикальные сценарии, например, увеличение срока обучения в школе до 12-ти лет - считает научный сотрудник Лаборатории образовательного права Инобра Надежда Княгинина. На круглом столе в Госдуме она рассказала о результатах исследования нагрузки школьников, которое включало опрос 803 детей из 14 субъектов страны. Пересказываем его ключевые тезисы.

Утомленные школой

В общественных дискуссиях и СМИ фигурирует мнение, что дети перегружены и устают от учебы, не могут выйти погулять. Поэтому родилась идея — исследовать нагрузку школьников. Опрос провели в сентябре 2020 года, когда дети учились в более-менее привычном режиме.

Исследователи напрямую спросили школьников об их усталости в начале, в конце, в середине дня. В среднем не менее 72% респондентов говорили, что устают. По их словам, усталость проявляется еще днем (71% детей), и в целом накапливается к концу четверти и в течение года. Лишь 7 % сказали, что бодры весь день. Чем старше ребенок, тем сильнее он устает, среди одиннадцатиклассников эта цифра составляет 85%

Среди причин усталости лидирует учебная нагрузка. Однако также школьники называют недосып, нарушения режима дня, скуку, большое количество контрольных работ, тяжелый рюкзак, дорогу до учебного заведения, отношения с одноклассниками и проблемы со здоровьем. 

Отдельно школьник выделяют недостатки расписания: сложные предметы и контрольные работы на первых трех-четырех уроках, большое количество уроков в целом, сложности с тем, как сосредоточиться на уроке, идущем после физической культуры. Реже встречаются жалобы на сложность тем или предметов 

Мы сперва были обескуражены, а потом поняли, что усталость — это нормально. Не устает тот, кто не работает. Нам важно понять, когда усталость переходит в переутомление и начинает вредить.

 Чтобы проверить, хватает ли «уставшим» детям сил, чтобы заняться чем-то после школы, их спрашивали о разных мероприятиях «послешкольного» дня. Выяснилось, сил хватает  на кружки (в среднем 2,5 занятия в неделю), заниматься спортом и другой физической активностью (88% детей), ходить к репетитору (2,41 раза в неделю в среднем, и 3,29 — в 11 классе), гулять (3,5 раза в неделю) и успевать делать домашнюю работу. На последнюю, в среднем, уходит 2 часа 10 минут (в первом классе около часа, а к концу школы 2,5 часов).

Мы поняли, что не должны сверху, из Москвы давать советы школе на Чукотке – мы не считаем их контекста. Это давно пытается делать СанПин со всеми шкалами сложности предметов, но это очевидно не работает. Общих трендов слишком мало, чтобы они указывали на необходимость единообразного решения.

Школа и родители в этой ситуации обладают большей информацией и могут принять более правильное решение.  

Вместо жесткого регулирования, школе нужно дать возможности: 

1) Максимальный зачет результатов, полученных в организациях дополнительного образования детей, художественных и музыкальных школах,  в организациях неформального сектора, занятий с репетиторами (изменить Порядок зачёта).

2) Сочетать формы образования: часть образовательной программы может быть реализована в образовательной организации, другая часть, например, – в семейной форме получения общего образования (изменить ст. 17 Закона об образовании). 

3) Расширить перечень оснований перехода обучающихся на индивидуальный учебный план, не ограничиваясь лишь моделью ускоренного обучения, домашнего обучения или целями ликвидации академической задолженности (изменить ст. 34 Закона об образовании)

Также школе необходимы  полезные инструменты, например приложение для составления оптимальных расписаний (с самостоятельно определяемой сложностью предметов), образовательные программы по основам культуры здоровьесберегающего поведения.

Пользу может принести инструментарий для исследования школьного климата и нагрузки на учеников, а также влияющих факторов. Он должен применяться не для контроля или надзора, но исключительно для внутреннего пользования школы.

Княгинина предложила поискать новые решения. Среди них – эксперимент по разработке и внедрению примерной основной образовательной программы, которая предусматривает радикальное сокращение (возможно, отказ) от обязательных домашних заданий. Или включить в индивидуальный учебный план дополнительный учебный год, то есть перейти на  12-летнюю школу.

Хочу предостеречь от излишнего фокуса на слове “нагрузка”. Как только его слышишь, сразу как будто бы начинает мигать “сигнальная лампочка”:  нужно что-то ограничить, разгрузить и запретить. Мы говорим о другом: борьба с этой усталостью, стрессом, недовольством школой –  путь к повышению благополучия. Благополучие нужно всем: и ребенку, и родителям и школе. Этот путь требует совсем других решений.

Презентация исследования (PPTX, 90 Кб)