Нужно поддержать семьи в их стремлении к высшему образованию
С 2018 года государство стало заметно увеличивать число бюджетных мест в университетах – в разгар первой волны пандемии набор в российские вузы составил около 325 тыс. абитуриентов против приблизительно 270 тыс в 2017 году. Вместе с тем спрос на платное высшее образование к 2020 году существенно сократился – сказалось снижение доходов населения. Докладчики фиксируют тренд замещения коммерческих мест бесплатными в последние два года: количество студентов-бюджетников выросло в той же мере, в какой уменьшились студенты платных отделений.
В этот период от платного образования начинают отказываться именно невысокодоходные семьи. На дорогое высшее образование спрос не падает, падает число семей, готовых платить сравнительно небольшую сумму за обучение – менее 150 тыс в год. Именно эта группа семей отказалась от платного образования
Тренд замещения актуален прежде всего для регионов. Вероятно, косвенным результатом поддержки региональных вузов в 2019-2020 годах стал почти 10% рост доли высокобалльников к 2015 г. Однако диспропорция между отличниками в «двух столицах» и регионах остается огромной – в 2020 году на учебные заведения Москвы и Питера пришлось более 70% абитуриентов, набравших 80 баллов ЕГЭ и выше. В то же время ситуация с абитуриентами, набравшими от 65 до 80 баллов за ЕГЭ, противоположная: почти 70% приходится на регионы и чуть более 30% на Москву и Санкт-Петербург.
Таким образом, несмотря на незначительный прирост доли отличников в регионах, о равенстве с двумя столицами говорить еще не приходится. Уже после доклада дискуссант – специалист по образованию Всемирного банка Денис Николаев – пояснит:
Одной из причин диспропорции студентов между двумя столицами и регионами являются государственные решения, которые принимались в последние 15-20 лет. Прежде всего речь идет об упоре на элитные вузы, о создании «лиги плюща» через, в частности, недавний список «5-100». Большинство университетов из этого списка находятся в двух столицах
Николаев Денис Витальевич
Специалист по образованию Всемирного банка
За пятилетний период самыми востребованными направлениями ВО остаются технические и социально-экономические науки. При этом в двух столицах заметен спад спроса на техническое образование в год пандемии, тогда как в регионах число первокурсников технических специальностей вплоть до 2020 года неуклонно растет. В Москве и Питере интерес абитуриентов, судя по данным, смещается от технических в сторону математических, компьютерных (IT) и гуманитарных наук: за последние годы доля этих направлений ощутимо выросла.
Резкие изменения спроса на ВО наблюдаются у высокобалльников, самые драматические – в регионах. В Москве за 2019-2020 годы совокупное число отличников, поступивших на технические, математические/IT и социально-экономические науки, подскочило более чем в три раза относительно 2015 года. В Санкт-Петербурге похожий скачок виден только на технических и математических направлениях – остальные растут с меньшей динамикой. В региональных вузах число математиков и айтишников за прошлый год взлетело в восемь раз по сравнению с 2015 г.: от 500 до 4 тыс. первокурсников. Прием на гуманитарные и социально-экономические факультеты в регионах также заметно вырос.
Хотя пандемия и ударила по бюджету малообеспеченных семей, спрос на ВО продолжал расти. Диспропорция между столичными и региональными вузами только увеличилась. Абитуриенты-отличники из регионов, как правило, переезжают в мегаполисы, вытесняя местных 60- и 70-балльников в конкуренции за бюджетные места. По мнению Николаева, проблема в том, что бюджетные места достаются детям из платежеспособных семей, ведь высокий балл за ЕГЭ часто «покупается» дополнительным образованием: репетиторы, курсы и прочее.
Получается парадоксальная ситуация: бюджетные места занимают дети из тех семей, которые могут позволить себе и платное образование. А неплатежеспособные семьи лишаются шансов на бюджетные места. В России почти отсутствуют механизмы уравнивания шансов в средней и старшей школе и финансирования семей с низким социально-экономическом статусом. Получается, что мы сужаем рынок образования, потому что даем бюджетные места тем, кто может платить, и не даем их тем, кто платить не может
Николаев Денис Витальевич
Специалист по образованию Всемирного банка
Абанкина согласилась с мнением дискуссанта. Она заметила, что в текущих условиях нужны точечные механизмы господдержки спроса на качественное ВО и заинтересованности в нем. Этого можно достигнуть не столько через расширение бюджетных мест, сколько через дифференцированную поддержку самих неплатежеспособных семей. Такая поддержка не обязательно должна выражаться в финансовом виде – скорее, речь идет о доступе к дополнительным возможностям качественного образования в средней и старшей школе.
Поддерживая университеты увеличением бюджетных мест, мы не уделяем должного внимания социальной политике поддержки семей и их мотивации к качественному высшему образованию
Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании
Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании