• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Высыхающий поток: почему из аспирантуры выходит все меньше молодых исследователей

Число аспирантов с 2010 года уменьшилось вдвое, а защищает диссертацию в срок лишь один из десяти. Печальную статистику дополняет ежегодная эмиграция лучших российских абитуриентов за рубеж, где для их работы созданы благоприятные условия. Почему наша аспирантура вошла в затяжной кризис и какие меры нужны для выхода из него — сообщают исследователи Инобра в новом докладе серии «Современная аналитика образования».

Высыхающий поток: почему из аспирантуры выходит все меньше молодых исследователей

Приток молодых ученых в аспирантуру стабильно рос вплоть до 2010 года, после чего начал стремительно падать. К 2019 году количество учащихся и выпускников сократилось вдвое, а кто защитил диссертацию в положенное время — почти втрое. Исследователи характеризуют ситуацию как «остро неблагополучную», что отражается в слабой эффективности российского образования в мировом контексте и в его непривлекательности для нерезидентов. Так, по доле иностранных аспирантов Россия заняла 24 место в мировом рейтинге (на момент 2019 г.), а по числу присужденных ученых степеней — 11 место, уступая лидирующей Америке в семь раз. В России один из наиболее высоких показателей отсева аспирантов. Бросать учебу побуждают такие факторы, как низкая стипендия (от 3 до 9 тыс. руб) и, как следствие, необходимость работать «на стороне», дефицит грантов на исследовательскую работу, а также недостаточная заинтересованность научных руководителей, вызванная неразвитой системой их поощрения.

Зарубежные университеты активно вводят учебные программы, в которых работа аспиранта хорошо оплачивается и имеет ясные профессиональные перспективы. Иностранные программ давно стали полем для экспериментов: например, в Европе и США особенно популярны тандемы аспирантуры и компаний из различных секторов экономики, а также единые треки обучения, в которых магистратура объединена с аспирантурой. Россия пока остается на обочине трендов мирового образования — только начинает осваивать некоторые из прижившихся за рубежом форматов. В том числе ВШЭ, в прошлом году ввела новый трек магистратура-аспирантура

Исследователи Инобра предложили меры, способные переломить стагнацию аспирантского образования в России. Финансовые гранты должны получать не менее 40% поступающих ежегодно, при этом размер выплат должен быть равен среднему доходу по стране. Это позволит аспирантам фокусироваться на научных исследованиях, не заботясь о подработках. Также предлагается мотивировать научных руководителей выплатой в 200 тыс. руб. за каждого подопечного, защитившего диссертацию в срок. Введение интегрированного формата «магистратура-аспирантура» станет хорошим стартом академической карьеры, а создание «индустриальных» программ, в которых тема аспирантского исследования будет зависеть от запросов бизнеса, наладит связь между университетами и реальными секторами экономики. Предполагается, что эти шаги приведут к росту числа молодых кандидатов наук (до 39 лет) и сократят финансовые потери из-за аспирантов, не завершающих учебу в отведенный срок.

Доклад  Е.А. Терентьева, Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина «Наука без молодежи? Кризис аспирантуры и возможности его преодоления» по ссылке в первом комментарии https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/469469351.pdf