Школу изменит вдохновение детей
По заветам Газмана
Лагерь объединил 20 школ из разных регионов, в том числе сельские и малокомплектные. Команды состояли из шести человек и сопровождающего педагога. Для участия школьнику достаточно было объяснить выбор программы и желаемый результат. Авторы проекта Елена Булин-Соколова и Виктор Абашев подчеркивают, что использовали ценностную рамку Олега Газмана — теоретика «коммунарского движения» и разработчика «орлятской методики».
Участники работали над реальными задачами, которые предлагали представители из разных индустрий. Очные программы занимали от 2 до 4 недель, онлайн-обучение продолжалось полтора-два месяца и дополняло школьные занятия в период карантина.
Дети сами выбирали трек обучения и роли в командах. Промежуточные результаты обсуждали с другим коллективами, делились комментариями и советами. Процессу помогали кросс-проектные мастерские, куда дети могли обращаться по мере необходимости. В завершение презентовали результат экспертам.
Cообщество, энергия действия возникали даже дистанционно. Когда люди апеллируют к тебе, обращаются за поддержкой, — это приятно, и трудно не вовлечься . Ребята проявляли удивительный интерес и лидерские качества.
Прощай, оценка!
Инструментом управления учением стало самооценивание. Детей просили фиксировать в течение дня результаты, которые они считают существенными. Вместо оценочных правильно/неправильно проводилась ежедневная рефлексия. Учитель становится наставником и психологом развития, который не влезает в деятельность, а приходит на помощь.
Это пример горизонтальной практики, горизонтальных взаимоотношений, где существует радость от познания. И возвращаясь в обычную школу, ученик хочет по-другому выстраивать свое традиционное школьное образование.
Иван Иванов
аналитик Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Образование считается обязанностью, принуждением, испытанием, через которое нужно пройти. Но возникает вопрос: почему билет во взрослую жизнь стоит так дорого? Учитель сегодня вынужден воспринимать этот запрос. Тяга к свободе, самостоятельности, желание оказаться в лидерской позиции настолько сильно, что возникает конфликт. Он может быть бурным или выражаться саботажем учения.
Предлагаю уйти от понятия роли учителя, а перейти к карте позиций. Позиции – это пустые места с определенным предназначением способов деятельности. Ее может занимать любой взрослый, учитель, эксперт, сам ученик.
Геннадий Блинов
методист Центра развития профессиональных компетенций руководителей и системных изменений в образовании КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Заявка на перестройку
Самоорганизация ребенка в учебной, исследовательской и проектной деятельности — это вызов российской школе, которая теряет монополию на образовательный опыт. «В проекте есть заявка на перестройку подростковой массовой школы», — считает Андрей Андрюшков, научный руководитель инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ
Но что делать с предметностью и предметным учителем? Ребята, которые научились программироваться в таком лагере, сдать минимум по предмету не смогут. Потому что там другая информатика.
Андрей Андрюшков
научный руководитель Инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ, доцент кафедры педагогической психологии им. В.А. Гуружапова МГППУ
Андрюшков предложили следующий шаг в развитии лагеря: составить «лестницу» и типологию исследовательской и проектной деятельности для разных возрастов уровней освоения: «Это будет шансом выйти в дидактику современной школы».
Когда мы говорим, что нужно развивать предпринимательское мышление, социальную инициативу, почему мы говорим «учить» , а не «вдохновлять»? Нужно выстаивать ситуацию так, чтобы ребята брали на себя эту самую свободу. Брали право действовать.
Виктор Абашев
креативный директор Уральской загородной образовательной резиденции
Презентация (PDF, 1.65 Мб)
Полная запись семинара https://youtu.be/oCzXKkQ57NI
Елена Булин-Соколова
генеральный директор Центра развития результативного образования, д.п.н.