Школу изменит вдохновение детей
По заветам Газмана
Лагерь объединил 20 школ из разных регионов, в том числе сельские и малокомплектные. Команды состояли из шести человек и сопровождающего педагога. Для участия школьнику достаточно было объяснить выбор программы и желаемый результат. Авторы проекта Елена Булин-Соколова и Виктор Абашев подчеркивают, что использовали ценностную рамку Олега Газмана — теоретика «коммунарского движения» и разработчика «орлятской методики».
Участники работали над реальными задачами, которые предлагали представители из разных индустрий. Очные программы занимали от 2 до 4 недель, онлайн-обучение продолжалось полтора-два месяца и дополняло школьные занятия в период карантина.
Дети сами выбирали трек обучения и роли в командах. Промежуточные результаты обсуждали с другим коллективами, делились комментариями и советами. Процессу помогали кросс-проектные мастерские, куда дети могли обращаться по мере необходимости. В завершение презентовали результат экспертам.
Cообщество, энергия действия возникали даже дистанционно. Когда люди апеллируют к тебе, обращаются за поддержкой, — это приятно, и трудно не вовлечься . Ребята проявляли удивительный интерес и лидерские качества.
Прощай, оценка!
Инструментом управления учением стало самооценивание. Детей просили фиксировать в течение дня результаты, которые они считают существенными. Вместо оценочных правильно/неправильно проводилась ежедневная рефлексия. Учитель становится наставником и психологом развития, который не влезает в деятельность, а приходит на помощь.
Это пример горизонтальной практики, горизонтальных взаимоотношений, где существует радость от познания. И возвращаясь в обычную школу, ученик хочет по-другому выстраивать свое традиционное школьное образование.
![](/mirror/pubs/share/cover/thumb/476500280x60x60.jpg)
Иван Иванов
аналитик Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Образование считается обязанностью, принуждением, испытанием, через которое нужно пройти. Но возникает вопрос: почему билет во взрослую жизнь стоит так дорого? Учитель сегодня вынужден воспринимать этот запрос. Тяга к свободе, самостоятельности, желание оказаться в лидерской позиции настолько сильно, что возникает конфликт. Он может быть бурным или выражаться саботажем учения.
Предлагаю уйти от понятия роли учителя, а перейти к карте позиций. Позиции – это пустые места с определенным предназначением способов деятельности. Ее может занимать любой взрослый, учитель, эксперт, сам ученик.
![](/mirror/pubs/share/cover/thumb/476502575x60x60.jpg)
Геннадий Блинов
методист Центра развития профессиональных компетенций руководителей и системных изменений в образовании КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Заявка на перестройку
Самоорганизация ребенка в учебной, исследовательской и проектной деятельности — это вызов российской школе, которая теряет монополию на образовательный опыт. «В проекте есть заявка на перестройку подростковой массовой школы», — считает Андрей Андрюшков, научный руководитель инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ
Но что делать с предметностью и предметным учителем? Ребята, которые научились программироваться в таком лагере, сдать минимум по предмету не смогут. Потому что там другая информатика.
![](/mirror/pubs/share/cover/thumb/476502715x60x60.jpg)
Андрей Андрюшков
научный руководитель Инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ, доцент кафедры педагогической психологии им. В.А. Гуружапова МГППУ
Андрюшков предложили следующий шаг в развитии лагеря: составить «лестницу» и типологию исследовательской и проектной деятельности для разных возрастов уровней освоения: «Это будет шансом выйти в дидактику современной школы».
Когда мы говорим, что нужно развивать предпринимательское мышление, социальную инициативу, почему мы говорим «учить» , а не «вдохновлять»? Нужно выстаивать ситуацию так, чтобы ребята брали на себя эту самую свободу. Брали право действовать.
![](/mirror/pubs/share/cover/thumb/476503027x60x60.png)
Виктор Абашев
креативный директор Уральской загородной образовательной резиденции
Презентация (PDF, 1.65 Мб)
Полная запись семинара https://youtu.be/oCzXKkQ57NI
Елена Булин-Соколова
генеральный директор Центра развития результативного образования, д.п.н.