Между бюрократией и рынком: организационную культуру вузов оценили глазами людей
Больше свободы, меньше милитаризма и «совка»!
Людей мотивирует атмосфера свободы и возможность заниматься своими профессиональными задачами. Но стремлению сотрудников к гибкости и адаптивности мешает бюрократия. Второй по масштабу запрос — на развитие клановой культуры, т.е. формирование дружественного коллектива с общими ценностями.
Развитие в сторону гибкого, адаптивного, органического варианта организации становится объединяющим фактором для сообществ внутри университета. Однако оказалось непросто сочетать профессорскую и корпоративную культуры, нацеленную на рынок и конкурентоспособность
Наблюдается рост бессмысленной волокиты, которая ложится тяжелым бременем на психику сотрудников вуза. «Пока что солидный официоз: нужно больше внимания уделять обучению, а не всевозможным праздникам, спорту, КВН и т.д.» «Меньше милитаризма и «совка»! Такие мнения пишут в анкетах сотрудники некоторых вузов.
Бюрократизация базовых процессов создает конфликт для продвинутых управленческих групп, работающих в проектном режиме.
Отдельное возмущение сотрудников вызывает двойной языковой дискурс, когда лидеры утверждают приоритет культуры рынка при одновременной апелляции к ценностям служения. Разница между требованиями в офферах и регламентах с тем, чем приходится заниматься на самом деле. Такая дихотомия в коллективах создает почву для нарастания конфликта и выгорания.
Быстрый рост порождает печали
Чем выше рейтинг университетов, тем сильнее разница между реальным и желаемым типами организационной культуры. Самый большой разрыв показал региональный вуз с лучшим темпами роста в международных рейтингах среди участников программы «5-100». Совместный, демократический стиль управления в нем подменила непрофессиональная бюрократизация.
Сбалансированное положение и незначительные расхождения между тем, «как есть» и «как должно быть» показывает только один университет, который работает на государство и имеет устойчивые заказы.«Здесь ценится предпринимательская культура». «Здесь можно ставить сложные цели и достигать их», «Есть свобода реализовывать любые амбициозные проекты». Но даже в этом вузе люди отмечали дефицит информационной прозрачности и гибкого администрирования.
В целом, уровень финансовой обеспеченности удовлетворяет сотрудников. Основные жалобы вызывают постоянные изменения правил игры, зашкаливающий набор показателей и необходимость администрировать процессы, которые мешают сфокусироваться на любимом деле. Бюрократией особенно недовольны сотрудники с высокими результатами.
Участники проекта 5-100 находятся в условиях, когда в короткий срок нужен результат. Не исключено, что увеличение непрофессиональной бюрократии становится следствием. Да, в некоторых вузах нет желаемого уровня академической свободы, но все-равно она достаточно на высоком уровне.
Напряжение кадров
Изменения сильнее всего коснулись подбора и найма сотрудников. Формальные процедуры заменили открытые конкурсы во всех университетах. Массовыми стали трудовые договоры на год и даже меньше. Крен в сторону коротких контрактов продолжится из-за роста доли онлайна и может вредить ценностям клановой культуры, — предупреждают авторы.
Половина из шести университетов в попытке централизовать кадровую работу вернулись к системе, когда набором сотрудников занимаются сами подразделения. Системная работа, в каком направлении развиваться, чему и как обучиться действующим сотрудникам налажена лишь в двух университетах. И только в одном составлена карта нужных компетенций, которая и там существует только на бумаге.
Косвенным инструментом адаптации к иной деятельности стали административные резервы. Однако только два из них сохранили конфигурацию, которая существовала до «5-100». «Другие на паузе, приостановлены или на этапе перевода от одного проректора к другому», — подчеркивает Климова.
С одной стороны, быстрые контракты помогли систему расшевелить. С другой — людям трудно находиться в повышенном тонусе. Но результативность сильно выросла во всех университетах по данным научной метрики.
Татьяна Климова
начальник управления персонала НИ ТГУ, научный сотрудник ТюмГУ
Вузы в трубе — выручают люди
Университеты проделали большой путь, но недостаточно отошли от советской модели. Она характеризуется строгой последовательность обязательных курсов, которую эксперты называют «образовательной трубой». По мнению авторов, полная модернизация высшего образования в соответствии с международными требованиями требует кратно больше ресурсов и времени, чем это было заложено в программе 5-100. Чтобы продолжить эволюцию, вузам остается полагаться на Homo Universitatis, а для этого нужно признавать и поддерживать ценность совместных усилий, полагают исследователи.
Полная запись семинара
Презентация Н.Гулиус (PPTX, 5.61 Мб)
Презентация Т.Климова (PPTX, 1.58 Мб)
Наталья Гулиус
доцент НИ ТГУ, докторант University of Rochester (USA), научный сотрудник ТюмГУ