Подавляют и направляют: ученые выяснили роли, которые мамы играют в успехах детей-первоклашек
Считается, что контроль родителей бывает двух типов. Психологическим, когда ребенку навязывают чувство вины, обещают любовь взамен на послушание, дают навязчивые советы. Или поведенческим, когда жизнь ребенка строго регламентирована правилами и запретами. Однако такое деление мало объясняет механизмы, которые формируют практики контроля, потому что все родители могут использовать оба типа воздействий.
Что существующие типы родительского контроля не годятся для определения связи с образовательными результатами детей, исследователи выяснили, когда применили новую тестовую систему «Старт». Инструмент создали эксперты Центра психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ для оценки академических результатов первоклассников. Кроме прочего, линейка диагностик «Старта» включает в себя анкетирование родителей. Вопросы касаются способов контроля детей, в том числе использования гаджетов и цифровых ресурсов. Исследование, которое положено в основу статьи, охватило 3837 семей из Новосибирска и Новосибирской области. Большей частью это ответы матерей, ведь именно они наиболее вовлечены в учебные дела детей.
В ходе анализа данных стало очевидно, что паттерны ответов не укладываются в психологический и поведенческий типы контроля. Поэтому с помощью факторного моделирования авторы проверили другую классификацию, которая предполагает деление типов контроля по ролям родителей. Первая роль – «вертолет» – уже подробно описана в научной литературе, такие родители словно зависают над ребенком в стремлении контролировать «все и вся». Вторая – «медиатор» – предложена авторами, в этой роли родители выступают посредниками, учат выстраивать отношения с учителем и одноклассниками, принимать решения и отвечать за поступки.
Новый подход помог выяснить, что уровень каждого вида контроля связан с уровнем образования родителей, их возрастом, числом детей в семье, а также с когнитивными достижениями ребенка на входе в школу – умением читать и считать. Так, родители единственного ребенка чаще оказываются «вертолетами», что можно объяснить повышенной тревожностью, большим количеством доступных ресурсов и меньшей усталостью. В этой группе также матери, которым нет тридцати лет. Активность родителей старше 40 направлена, в основном, на контроль за тем, как дети используют смартфоны и компьютеры. При этом матери с высшим образованием менее пристально следят как за самими ребятами, так и за их гаджетами.
Авторы отмечают, что взрослые самостоятельно выстраивают практики воспитания и контроля, опираясь на актуальный дискурс о «хороших родителях». Адаптация семьи к поступлению ребенка в школу требует пересмотра родительских практик, выбора форм контроля и поддержки автономии детей, поскольку некоторые методы родительского контроля связаны с возникновением у детей академических трудностей, эмоциональных и личностных проблем. Неоднородность родительских практик и их вклад в развитие детей приобретает статус предмета научных исследований.
Полностью статью «Измерение родительского контроля и его связь с когнитивными результатами учащихся младших классов» можно прочитать здесь.
Антипкина Инна Вениаминовна
научный сотрудник Центр психометрики и измерений в образовании
Бочавер Александра Алексеевна
научный сотрудник Центра исследований современного детства
Ланина Екатерина Валерьевна
исследователь Центра психометрики и измерений в образовании