• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Подавляют и направляют: ученые выяснили роли, которые мамы играют в успехах детей-первоклашек

Беспокойство родителей об успехах детей связано не столько с успеваемостью ребенка, сколько с личностью взрослого, его возрастом и уровнем образования. Екатерина Ланина, Александра Бочавер и Инна Антипкина исследовали особенности родительского контроля младших школьников и выяснили, что наиболее жесткими контролерами чаще всего оказываются молодые матери без высшего образования с одним ребенком. Статья вышла  в новом номере журнала  «Вопросы образования» (Q1).

Подавляют и направляют: ученые выяснили роли, которые мамы играют в успехах детей-первоклашек

Считается, что контроль родителей бывает двух типов. Психологическим, когда ребенку навязывают чувство вины, обещают любовь взамен на послушание, дают навязчивые советы. Или поведенческим, когда жизнь ребенка строго регламентирована правилами и запретами. Однако такое деление мало объясняет механизмы, которые формируют практики контроля, потому что все родители могут использовать оба типа воздействий.

Что существующие типы родительского контроля не годятся для определения связи с образовательными результатами детей, исследователи выяснили, когда применили новую тестовую систему «Старт». Инструмент создали эксперты Центра психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ для оценки академических результатов первоклассников. Кроме прочего, линейка диагностик «Старта» включает в себя анкетирование родителей. Вопросы касаются способов контроля детей, в том числе использования гаджетов и цифровых ресурсов. Исследование, которое положено в основу статьи, охватило 3837 семей из Новосибирска и Новосибирской области. Большей частью это ответы матерей, ведь именно они наиболее вовлечены в учебные дела детей. 

В ходе анализа данных стало очевидно, что паттерны ответов не укладываются в психологический и поведенческий типы контроля. Поэтому с помощью факторного моделирования авторы проверили другую классификацию, которая предполагает деление типов контроля по ролям родителей. Первая роль – «вертолет» – уже подробно описана в научной литературе, такие родители словно зависают над ребенком в стремлении контролировать «все и вся». Вторая – «медиатор» – предложена авторами, в этой роли родители выступают посредниками, учат выстраивать отношения с учителем и одноклассниками, принимать решения и отвечать за поступки.

Новый подход помог выяснить, что уровень каждого вида контроля связан с уровнем образования родителей, их возрастом, числом детей в семье, а также с когнитивными достижениями ребенка на входе в школу – умением читать и считать. Так, родители единственного ребенка чаще оказываются «вертолетами», что можно объяснить повышенной тревожностью, большим количеством доступных ресурсов и меньшей усталостью. В этой группе также матери, которым нет тридцати лет. Активность родителей старше 40 направлена, в основном, на контроль за тем, как дети используют смартфоны и компьютеры. При этом матери с высшим образованием менее пристально следят как за самими ребятами, так и за их гаджетами.

Авторы отмечают, что взрослые самостоятельно выстраивают практики воспитания и контроля, опираясь на актуальный дискурс о «хороших родителях». Адаптация семьи к поступлению ребенка в школу требует пересмотра родительских практик, выбора форм контроля и поддержки автономии детей, поскольку некоторые методы родительского контроля связаны с возникновением у детей академических трудностей, эмоциональных и личностных проблем. Неоднородность родительских практик и их вклад в развитие детей приобретает статус предмета научных исследований.

Полностью статью «Измерение родительского контроля и его связь с когнитивными результатами учащихся младших классов» можно прочитать здесь.