Город без «грехов»
Пространство Кидзании спроектировано как город с собственной атрибутикой — флагом, гимном, валютой, и с основными элементами городской инфраструктуры: зданием правительства, центральной площадью, почтой, банком. Большая их часть выступает как имитация производственной среды. В соответствии со сценарием дети входят в роль гражданина и работника конкретного предприятия, как правило, реального бренда. Они готовят настоящие бургеры, ведут транслируемые в городе радиопередачи, делают мультфильмы, меняют колеса в гоночном болиде, их вовлекают в специально конструируемые события: «официальные» (парад) или «стихийные» (пожар). После «работы» им выдают «зарплату». Дети изучают законы, получают паспорт, платят налоги, совершают покупки, открывают банковские счета — так формируется гражданская компетентность и финансовая грамотность. Осваивая ту или иную профессию, ребенок развивает навыки самостоятельного принятия решений, кооперации, коммуникации.
Занятия взрослых адаптированы для детей, сделаны более понятными и безопасными. На детей не накладывают груз ответственности в виде ипотеки или начальников, чтобы не создавать лишних препятствий для выполнения той или иной задачи. Важен именно опыт успеха: потушить пожар, приготовить пиццу или сделать искусственное дыхание. «Практики эдьютейнмента призваны вызывать положительные эмоции, удерживать внимание детей, стимулировать их естественную любознательность», — отмечают исследователи. Радость от достижения результата, пусть даже игрового, закрепляет познавательный интерес к получению новых знаний в школе и в жизни.
«Сегодня со стороны семей и со стороны системы образования существует запрос на формирование у детей мотивации к обучению и ее удержание», — подчеркивают авторы статьи. Родители стремятся создать детям условия для получения позитивного опыта вне школы, поскольку видят, что заложенных в школьной программе знаний, умений и навыков, а также возможностей школы — ее образовательной среды, методов, позиции учителей — не хватает для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка, его социализацию и взросление.
Отсюда и родительский интерес к «городам профессий», где ребенок обучается в «пространстве организованностей, а не организаций». Как правило, такие родители ориентированы на вовлеченность детей в образовательные практики, но при этом контролируют продуктивность использования свободного времени и беспокоятся относительно перегруженности ребенка. «Досуг с пользой» они предпочитают как безделью, так и ударной порции обучения. При этом образовательная составляющая для большинства важнее досуговой, и полученные там знания и опыт проб родители рассматривают как средство выбора детьми дальнейшей образовательной траектории и профессии.
Статью Гера Грауса, Сергея Косарецкого, Анжелики Кудрявцевой, Катерины Поливановой, Ивана Иванова и Елизаветы Сивак «Эдьютейнмент-центры как образовательный феномен» можно прочитать здесь.
Гер Граус
Институт образования: приглашенный профессор
Иванов Иван Юрьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Аналитик
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра
Кудрявцева Анжелика Аркадьевна
Поливанова Катерина Николаевна
Центр исследований современного детства: Научный руководитель
Сивак Елизавета Викторовна
Центр исследований современного детства: Директор центра