• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Может ли школа научить мыслить? Что известно о формировании креативного и критического мышления в образовании

По результатам опросов, работодатели считают навыки креативного и критического мышления важнейшими для своих сотрудников. Но целенаправленное формирование мышления начинается еще в школе, оно тесно связано с учебной деятельностью, заявляют сотрудники Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ Тарас Пащенко, Надежда Авдеенко и Михаил Гасинец. Они проанализировали существующую литературу по теме, выводы опубликованы в дайджесте Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала - НЦМУ. Обзор полностью по ссылке в первом комментарии.

Может ли школа научить мыслить? Что известно о формировании креативного и критического мышления в образовании

Чтобы мыслить, нужно знать

Исполнительные функции (память и внимание) и обладание фоновыми знаниями являются необходимой базой для развития критического и креативного мышления, отмечают авторы дайджеста. Однако приобретение новых знаний и запоминание фактов необходимо сочетать с решением заданий, требующих навыков мышления высокого порядка.

 

© Виктория Пэк


Без баланса нет альянса

Исследователи подчеркнули, что креативность формируется в учебной среде, где есть взаимное уважение, учителя могут вести открытый диалог учениками и делиться идеями, а обучение ведется в сотрудничестве. В такой среде учителя поощряют самообучение и соблюдают баланс между структурированными занятиями и свободой.

 

© Виктория Пэк


Своя проблема ближе к делу

Чтобы сформировать критическое мышление, ученикам, в свою очередь, необходимо понимать значимость проблемы лично для них и иметь возможность выразить скептицизм. Наиболее выигрышной стратегией ученые считают гибридный формат обучения. Учеников одновременно знакомят с общими способами развития критического и креативного мышления и показывают им, как эти способы можно применять на предметном материале.

 

© Виктория Пэк


Так может ли школа научить мыслить? 

Да — при условии организации определенной учебной среды и полноценной имплементации описанных практик преподавания, считают авторы дайджеста.

Развитию навыков мышления высокого порядка помогают поэтапное решение нестандартных проблем, проектное обучение, дискуссии. В эти общие подходы могут внедряться методы, сфокусированные, например, на генерации необычных идей или подборе аргументов. 

Полный обзор доступен по ссылке.