Может ли школа научить мыслить? Что известно о формировании креативного и критического мышления в образовании
Чтобы мыслить, нужно знать
Исполнительные функции (память и внимание) и обладание фоновыми знаниями являются необходимой базой для развития критического и креативного мышления, отмечают авторы дайджеста. Однако приобретение новых знаний и запоминание фактов необходимо сочетать с решением заданий, требующих навыков мышления высокого порядка.
|
© Виктория Пэк
Без баланса нет альянса
Исследователи подчеркнули, что креативность формируется в учебной среде, где есть взаимное уважение, учителя могут вести открытый диалог учениками и делиться идеями, а обучение ведется в сотрудничестве. В такой среде учителя поощряют самообучение и соблюдают баланс между структурированными занятиями и свободой.
© Виктория Пэк
Своя проблема ближе к делу
Чтобы сформировать критическое мышление, ученикам, в свою очередь, необходимо понимать значимость проблемы лично для них и иметь возможность выразить скептицизм. Наиболее выигрышной стратегией ученые считают гибридный формат обучения. Учеников одновременно знакомят с общими способами развития критического и креативного мышления и показывают им, как эти способы можно применять на предметном материале.
© Виктория Пэк
Так может ли школа научить мыслить?
Да — при условии организации определенной учебной среды и полноценной имплементации описанных практик преподавания, считают авторы дайджеста.
Развитию навыков мышления высокого порядка помогают поэтапное решение нестандартных проблем, проектное обучение, дискуссии. В эти общие подходы могут внедряться методы, сфокусированные, например, на генерации необычных идей или подборе аргументов.
Полный обзор доступен по ссылке.