• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Бегут со всех ног, но остаются на месте

Как изменились результаты школ Новой Москвы спустя 10 лет после присоединения к столице обсудили на Открытом семинаре Инобра.

Административная реформа 2012 года расширила границы Москвы  почти в 2,5 раза за счет присоединения к столице нескольких районов Подмосковья. Чтобы выяснить, как эта реформа отразилась на школах, расположенных во вновь образованных административных округах, и  к каким результатам она привела, эксперты НИУ ВШЭ провели специальное исследование. Главным вывод специалистов: спустя 10 лет неравенство между образовательными организациями старой и новой Москвы сохраняется. Подробности на открытом семинаре Инобра представили исследователи Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ Ксения Адамович и Анастасия Котликова.

Бегут со всех ног, но остаются на месте

Подтянули рейтинги

«В 2012 году статус столичных приобрели несколько десятков школ из бывших районов Подмосковья.  Это открыло для них новые возможности и послужило стимулом к росту образовательных результатов», - говорит Ксения Адамович. Школы получили доступ к московскому стандарту образования, а учителя и родители – к развитым цифровым сервисам столицы. Увеличилось финансирование, стала развиваться инфраструктура. Особенно заметными были изменения в создании безбарьерной среды, что значительно сократило образовательное неравенство между детьми.

Выросли зарплаты учителей и со временем сравнялись со средними по столице. Нагрузка, напротив, снизилась, в том числе за счет укрупнения образовательных организаций.  Значительно больше ребята стали заниматься во внеурочное время в различных кружках и секциях.  Возросла активность школьников в олимпиадном движении.

В 2013-2018 гг. доля школ из Новой Москвы, входящих в московский топ-300, уверенно росла. Уже к  2018 году по рейтингу «новомосковские» учебные заведения перестали значимо отличаться от «старомосковских».

«Эффект от реформы отмечается по многим показателям. Но при этом он в большей степени качественный, чем количественный. Мы не увидели, например,  существенного роста капитально отремонтированных школ или значительных закупок компьютерного оборудования. Скорее прослеживается более эффективное использование имеющихся ресурсов».

Адамович Ксения Александровна
Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании: Младший научный сотрудник 


Но старая Москва все так же далека

Однако спустя 10 лет после реформы, при общем росте почти по всем направлениям, школы Новой Москвы пока не достигли уровня основной части столицы. Особенно это касается информационной инфраструктуры и образовательных результатов.

На старте реформы число подключенных к интернету школ в обеих частях Москвы было примерно одинаковым. Однако со временем разрыв стал увеличиваться, и к 2020 году в Новой Москве доля школ, обеспеченных высокоскоростным интернетом, составила 75%, а в основной части столицы – 83%. Приоритет в цифровой модернизации сохраняется пока за старой Москвой.

Результаты обучения также оставляют желать лучшего.  Средний балл по обязательным и выбранным предметам  при прохождении ГИА у учеников Новой Москвы растет, но общие результаты остаются ниже, чем в основной части столицы. Похожая картина и при сдаче ЕГЭ. Значимый положительный эффект от реформы прослеживается только в категории отличников. Их число в Новой Москве стало больше. Но  в целом по образовательным результатам никак не удается догнать основные школы столицы. Равенство наблюдается только среди тех, кто  провалил ЕГЭ: двоечники везде одинаковы.

«Не все получается изменить в одночасье административными решениями. Увеличить вовлеченность школьников в дистанционные олимпиады можно, а вот повысить средний балл по ГИА или ЕГЭ довольно сложно. Для решения этой непростой задачи требуется значительно больше времени, - считает Сергей Тихонов, эксперт Центра перспективных управленческих решений.

 

Вниз тянет социальная инфраструктура

Реформа по многим показателям изменила школы Новой Москвы в лучшую сторону, но не решила всех проблем, а в ряде случаев создала новые.

Укрупнение региона спровоцировало переток кадров из школ Новой Москвы. Следствием этого стало снижение в них доли учителей с высшей категорией.

В основе сохраняющегося отставания, по мнению экспертов, -  изначально низкий старт новомосковских школ. Многие из них до реформы не считались передовыми и в Московской области. Им пока не хватает темпа, чтобы достичь уровня лидеров московского образования, где поддерживается высокая конкуренция.  Пока «новомосковские» школы набирают ход, школы старой Москвы не стоят на месте и активно работают над повышением образовательных результатов.

Социально-экономическое состояние территорий и проживающих на них семей сильно влияет на качество образования школьников. Социальная инфраструктура Новой Москвы отстает от темпов жилищного строительства. Здесь пока  недостаточно дорог, школ, детских садов, поликлиник, многофункциональных центров услуг. Рост числа жителей Новой Москвы также сопряжен с увеличивающейся миграционной нагрузкой, что отражается на контингенте учащихся средних образовательных учреждений. Детям трудовых мигрантов сложнее добиваться высоких результатов в учебе, а значит, для преодоления образовательного неравенства необходимо будет прикладывать больше усилий.

«Чтобы пропало неравенство,  я думаю, нужно перестать делить Москву на новую и старую. Более продуктивный и честный подход – чаще помнить о том, что Новая Москва – это просто еще два административных округа столицы. И если там есть недоработки в образовательном процессе, то надо работать над их устранением и стремиться к тому, чтобы основные показатели достигали приемлемого уровня».

Сергей Тихонов
Эксперт Центра перспективных управленческих решений


Запись семинара доступна по ссылке. 

Презентация (PDF, 3.26 Мб)