• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Уязвимые в сети – малообеспеченным и иностранным студентам оказалось сложнее при переводе занятий в цифровую среду

В каком формате вузы будут учиться этой весной? Чтобы определиться, стоит изучить результаты масштабного исследования, которое проводилось с марта 2020 – с начала первого локдауна. Его целью было оценить, как в университетах реагировали на пандемию и что делали, чтобы сохранить качество обучения в новых условиях. Опросы охватили и более чем 60 тысяч человек, большая половина из которых студенты, и сейчас ученые анализируют массив данных. На вторничном семинаре эксперты Инобра и Томского государственного университета, принимавшие участие в исследовании, обсудили, как переживают пандемию студенты из разных социальных групп.

Уязвимые в сети – малообеспеченным и иностранным студентам оказалось сложнее при переводе занятий в цифровую среду

Проблемы одни, причины разные

Всплеск заболеваний по всей стране заставил вузы переводить обучение в дистанционный формат. Но адаптация к «новой реальности» проходила по-разному. Форсированный переход к онлайну создал большие проблемы для тех студентов, которых принято относить к уязвимым категориям: это выходцы из малообеспеченных семей, иногородние, живущие в общежитиях, иностранцы и первокурсники, у которых еще нет опыта учебы в университетах. Большинство из них негативно оценивали эффективность дистанта, а вот причины для этого у разных групп отличались.

Первокурсникам было трудно самостоятельно учиться, планировать время, удержать внимание в онлайне, очень не хватало общения со сверстниками.

В общежитиях не хватало личного пространства для занятий в онлайн-режиме. 

«Необходимость тратить много времени на решение бытовых проблем также называли как фактор, мешающий учиться удаленно. Многим не хватало поддержки со стороны преподавателей и родителей, особенно у тех, кто еще на начальных курсах и недавно переехал в общежитие»

Габдрахманов Нияз Камилевич
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Научный сотрудник

Кому не хватило устройств

Труднее переход в дистант давался и студентам из семей с низким достатком. Главными проблемами, по их словам, стала нехватка девайсов и плохой доступ к интернету. По этим причинам некоторые оказались выключены из учебного процесса.

«У  таких студентов меньше шансов успешно включиться в большой социальный эксперимент, которым стал переход в онлайн. Каждый десятый не имеет необходимой техники. Не хватает ключевых типов устройств, которые нужно использовать для качественной учебы в дистанционной цифровой среде».

Терентьев Евгений Андреевич
Институт образования: Директор

Пандемия негативно сказалась на социализации малообеспеченных студентов. В том числе – из-за снижения внеурочной активности.  Добавляет дискомфорта невозможность общаться со сверстниками, посещать мероприятия в своем вузе.

В этой группе студентов резко возросла тревожность. Более 80 % демонстрируют симптомы депрессии разного уровня, что значительно выше, чем в других, более благополучных группах. А 15 % испытывают тяжелую депрессию.

По обе стороны границы

С другими трудностями столкнулись иностранные студенты – часть из них просто не смогла въехать в Россию из-за закрытых границ. Те, кто занимался в дистанционном режиме внутри страны, легче переносили новый формат, а те, кто остался дома, испытывали б О льшие сложности, в том числе из-за проблем со связью и  коммуникацией. Ключевым фактором, повлиявшим на учебу в онлайн-формате, стал уровень владения русским языком.

«Языковой барьер – одна из главных причин недовольства дистантом среди иностранных студентов. Здесь видим прямую связь с эффективностью общения с преподавателями, с другими студентами, удовлетворенностью от включенности в жизнь университетов и вообще от учебы в вузе. Но картина здесь неоднородна: студентам из ближнего зарубежья было проще, из дальнего – гораздо сложнее». 

Мария Абрамова
Директор Центра социологии образования Томского госуниверситета.

Эксперты делают вывод, что дистанционный формат ощущается сложнее этой группой студентов. К тому же, иностранные студенты больше тяготеют к очному формату и считают, что такое обучение более качественное. Иностранцам из дальнего зарубежья приходится думать о том, подойдет ли уровень образования, полученного в России, для работы на родине. А иностранцы из ближнего зарубежья часто планируют остаться работать здесь и понимают, что им будет сложнее закрепиться на конкурентном рынке труда, чем россиянам.   

Пандемия ставит новые вопросы

Трудности, которые выявило исследование, напрямую угрожают качеству образования для нескольких социальных групп, углубляют неравенство. Эксперты фиксируют появление новой его разновидности – цифрового неравенства, которое особенно обострилось в эпоху пандемии.

В новых условиях вузам стоит обратить особое внимание на уязвимые категории студентов, заняться их адресной поддержкой: от технологической и организационной до социальной и психологической. Нужны решения и на государственном уровне – и здесь данные масштабного исследования могут послужить хорошей доказательной базой.

Эксперты, выступавшие на круглом столе, считают, что вузы вряд ли вернутся к полному офлайну. А пандемия, которая все еще продолжается, имеет драматичные последствия для всех категорий студентов – болеют они сами, болеют и их родные. Исследование должно быть продолжено, нужно охватить новые вопросы – например, как перенесенная болезнь влияет на качество образования и как меняется отношение студентов к вакцинации.

Запись семинара доступна по ссылке.

Презентация (PDF, 2.70 Мб)