• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Мы пойдем другим путем – творческим директорам подобрали нетривиальные примеры и советы – какой можно сделать школу

Талантливые люди всегда находятся в поиске. Учителя – как сделать урок интереснее и полезнее. Директора – как превратить свою школу в место, где хочется учиться и работать. Кто-то изобретает велосипед, кто-то поглядывает на практики и кейсы коллег, но перенести их в свою школу сложно. Особенно иностранные – все-таки совсем другие условия, системы образования и специфика. Эти барьеры постарались снять в Инобре: здесь подготовили необычный путеводитель по нескольким необычным же школам разных стран.

Мы пойдем другим путем – творческим директорам подобрали нетривиальные примеры и советы – какой можно сделать школу

Научными редакторами книги “Новая старшая школа за рубежом: варианты решения” стали Анатолий Каспржак – заслуженный профессор Вышки, научный руководитель программы “Управление образованием”, Рустам Байбурин – замдиректора Лицея ВШЭ, и Наталья Логутова – замруководителя Школы дизайна Вышки, выпускница Инобра. А работал над книгой большой авторский коллектив, в основном, из числа преподавателей, выпускников и студентов программы “Управление образованием”. Это не энциклопедия – здесь всего пять кейсов, но таких, которые трудно было бы себе представить в стандартном “путеводителе” по системам образования мира (если бы такой существовал).


Во-первых, каждая из этих школ – эксперимент (управленческий и педагогический), который не похож на типичную школу своей страны, а иногда в чем-то даже и противоположен национальным трендам. Что еще важно, это недавний эксперимент – то есть в книге детально зафиксировано, как и почему он появился, с какими трудностями сталкивалась команда, что и как строила. Во-вторых, эти детали описаны не “вообще”, а в связке с конкретными советами для российского директора – что делать, если вас это заинтересовало. 


Допустим, если в берлинской школе каждый ученик сам выбирает, на какое занятие он пойдет сейчас, на какое потом (а на какое, может, и не пойдет), и на уроке таким образом встречаются дети разного уровня подготовки, странно было бы предлагать российскому директору “с нуля” попробовать сделать так же. Для него даны советы, как начать обсуждать с коллективом, с родителями идеи индивидуальных траекторий, как помочь старшекласснику составить открытый план, где обязательная программа будет дополняться свободными формами внеурочной активности, и так далее.


Так, по косточкам, разобрано устройство каждой школы – от педагогических концепций до подходов к школьной форме и пространству здания. Объектами изучения стали:


– Берлинская Евангелическая школа (ESBZ) как пример учебного заведения, которое радикально отличается от всей немецкой образовательной системы, и, будучи конфессиональным, собирает детей разных национальностей и конфессий; 


– Амстердамский Лицей Спинозы (Het Dalton Spinoza Lyceum), команда которого предложила современное прочтение давно известной педагогической системы Дальтон-план;


– Сингапуская негосударственная Tanglin Trust Senior School, которая интересно соединила национальные особенности (напомним, Сингапур лидирует по качеству образования), вплоть до элементов конфуцианство, и англосаксонскую модель школы;


– Средняя школа по математике, естественным наукам и инженерии в городском колледже Нью-Йорка – ее опыт сочетания селективных практик и создания равных возможностей для детей из всех социальных групп может быть интересен, тем более – российским вузам, в составе которых сегодня создаются свои лицеи;


– Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления, которая, выйдя из общей всех нас точки отсчета (советской школы), стала площадкой передовых образовательных технологий для Казахстана.


Назвав эту подборку «выставкой достижений инновационного образовательного хозяйства», Анатолий Каспржак подчеркивает: “Представляя кейсы инновационных школ, мы понимали, что время беззаветной веры в то, что «ТАМ все лучше», уже прошло, как и отдавали себе отчет в том, что глубинные проблемы школы во всех странах сходны. Проведенные же нами профессиональные и общественные обсуждения представленных моделей школ укрепили уверенность в том, что самый результативный способ профессионального развития директора образовательной организации — обмен опытом”. Вместе с тем, книга будет полезна и интересна не только директорам, но и учителям, и активным родителям.


Электронную версию книги можно скачать здесь.