• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Программы для предпринимателей нужно «прицелить» – пока создатели курсов не могут определить, кого хотят учить и как оценивать результат

На вторничном семинаре Инобра часто вспоминали сегодняшний день: экономический кризис, неопределенность любых планов, связанных с бизнесом и финансами. С одной стороны, не лучшее время для предпринимателей – а обучающие программы для них как раз были темой семинара. С другой стороны, в широком смысле предпринимательство – это близко к агентности, к самостоятельности, к умению действовать даже в полном хаосе. И как раз этого качества сегодня многим не хватает. Способны ли образовательные курсы каким-то образом его развивать – один из главных вопросов семинара.

Обсуждали результаты исследования, выполненного в Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Инобра. Павел Сорокин, Александр Повалко и Юлия Вятская изучили российский ландшафт обучения предпринимательству в неформальном секторе и предложили несколько решений, которые помогут «учить бизнесу» (а в более широком понимании – учить самостоятельности и активности).

Программы для предпринимателей нужно «прицелить» – пока создатели курсов не могут определить, кого хотят учить и как оценивать результат

Ни критериев, ни оценок

Тема агентности давно интересует исследователей и практиков. Несмотря на это, программы обучения предпринимательству до сих пор оставались «за кадром» внимания тех, кто работает в системе образования. Авторов доклада заинтересовали те программы, которые развивались вне формального сектора, или, по крайней мере, не были в него встроены – например, если это программы вузов, то только те, которые адресованы не студентам, а всем желающим.

Для исследования отбирали только бесплатные и федеральные программы (то есть не ограниченные отдельными регионами). Через сито прошли 45 инициатив. Почти все они, за несколькими исключениями, существуют в онлайне, более того, там и зародились – им не пришлось «переезжать» в цифровой формат из-за пандемии, как программам формального образования. 

Первое, на что обратили внимание авторы доклада – проблема легкого доступа: почти все программы готовы принять всех желающих, независимо от их бэкграунда, возраста, уровня образования и т.д. Это порождает заведомую ориентацию на очень средний уровень.

«Очень важна целевая аудитория. Когда мы выделяем конкретную аудиторию и делаем под нее контент, обучение будет более эффективным. Наше исследование показало, что целевые группы, которые закладывались в нацпроекте (военнослужащие, уволенные в запас, люди предпенсионного возраста и т.д.), не охвачены адресными инициативами».

Вятская Юлия Алексеевна
Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования: Стажер-исследователь

Другой проблемой предпринимательских курсов оказалось отсутствие системы оценивания результатов. У 60% изученных курсов в открытом доступе вообще не было указаний на систему оценивания. 14 программ предполагали тестирование на выходе, и только 4 программы подразумевали защиту проекта. Отсутствие системы оценивания идет вразрез с базовыми правилами педагогического дизайна.

Игрокам нужно усилить друг друга

Российская особенность обучения предпринимательству – активное участие государства. В отличие от западных программ, где главную роль, как правило, играют университеты, у нас это различные государственные органы, государственно-частное партнерство (да и вузы, как правило, тоже государственные). «Не беремся судить, хорошо это или плохо, просто фиксируем такую ситуацию, нетипичную для мировой практики», – отметили докладчики. Государственные проекты отличаются массовым охватом, но слабой проработкой всего, что связано с оцениванием, качеством набора и педагогическим дизайном. Частные инициативы страдают невысоким охватом, немного данных и об успешности их выпускников.

Всего в рамках семинара прозвучало семь рекомендаций, что исправить в обучении предпринимательству. В частности – нужно больше интерактивных подходов, нужен мониторинг эффективности программ, запуск инициатив под целевые аудитории с четко проработанным контентом. Вузам и компаниям нужно больше интеграции: как правило, компании хорошо понимают, чему учить, но не знают, как, а университеты – наоборот.

«Ключевой вопрос – что значит обучение предпринимательству? Как создавать и регистрировать стартап – или развитие агентности? Надо определиться, как разводить эти усилия. Можно ли рассматривать обучение предпринимательству как часть более широкой повестки? В современном образовании те, кто занимается этой темой, существуют автономно, а как раз они и могут помочь коллегам понять, как развивать в человеке способность действовать в изменчивом внешнем мире, а не делать учебное упражнение».

Сорокин Павел Сергеевич
Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования: Старший научный сотрудник

Павел Сорокин напомнил, что обучение предпринимательству и раньше было неэффективным, а западные стандарты в этой области не работали, а сейчас, когда наше общество становится все более отличным от западного, «нужно пересматривать культурный императив фигуры предпринимателя».

Конкретные знания или образ жизни?

Сфера обучения предпринимательству хаотична – в этом сошлись все, кто выступал с отзывами о докладе. Сегодня эта сфера разнородна, ее нужно структурировать.

«Если мы говорим об обучении предпринимательству школьников и студентов, наверное, для них более актуальные программы, как генерировать и проверять идеи, собирать команды, делать первые продажи. Собственно, то, что скорее можно назвать тестированием будущего бизнеса. А если это работа с взрослыми людьми, у которых есть опыт и проверенная бизнес-гипотеза, то им нужны более утилитарные вещи».

Екатерина Морозова
Директор Открытого университета Сколково

Евгений Савеленок напомнил, что предпринимательство в России очень молодая сфера – в нее в последние три десятилетия пришли люди, которые не только не были обучены, но и даже часто делали это не по своей воле. Например, это авторы технологических разработок, которые не планировали создавать бизнес, но другого пути развивать свои идеи не было. 

«В нашем научном поле предпринимательство еще не стало предметной областью, мы еще не можем разделить его как образ жизни и как предметную дисциплину. Мы не можем определиться – где мы учим жизни (и там проигрываем), а где даем предметные знания. Но там все должно быть стандартизировано. Жизнь стандартизировать нельзя, а предметную область – можно и нужно. Нельзя научить искусству, а научить заниматься музыкой можно».

 

Савелёнок Евгений Алексеевич
Кафедра менеджмента инноваций: Заместитель заведующего кафедрой

Эксперты напомнили, что культура предпринимательства связана с системой ценностей в обществе, и если эта система меняется, возможно, придется пересмотреть и место предпринимательства в обществе. Заслуженный профессор Вышки Виктор Болотов напомнил, что сегодня «меняются все сюжеты, связанные с планированием, прогнозированием», и предложил выделить те программы, которые развивают именно агентность, а не учат конкретике ведения бизнеса. Именно такие «смысловые» программы лучше изучать и развивать сегодня.

Видеозапись семинара можно посмотреть здесь. 

Презентация (PPTX, 1.74 Мб)