Магистратурам тесно в рамках ФГОС: разнообразие моделей магистратур нужно учесть в нормативной базе, – считают участники круглого стола
ТВОРЧЕСКИМ СЛОЖНЕЕ ВСЕГО
Магистратуры вузов креативных индустрий зачастую организованы в формате творческих мастерских для небольшого количества студентов. В такой модели ключевой является фигура руководителя-мастера и гибкие форматы обучения. Это с трудом «вписывается» лекционно-семинарскую логику. Такие магистратуры сложнее всего адаптируются к нормативным рамкам ФГОС высшего образования.
«По ФГОС государственная итоговая аттестация в форме магистерской диссертации ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельности. С учетом специфики творческих магистерских программ, выполнение ВКР в этом формате представляется весьма затруднительным. Необходимо найти новый формат защиты ВКР, чтобы будущий магистр смог в полной мере продемонстрировать свои профессиональные компетенции и навыки».
Работники музеев вписываются в подготовку кадров для сферы культуры через ряд прикладных дисциплин магистерских программ, которые ведут преподаватели-практики. Пример – образовательные программы магистратуры, реализуемые Третьяковской галереей совместно с Дальневосточным федеральным университетом, Балтийским университетом им. И. Канта и Московским физико-техническим институтом. На этих программах учатся магистранты, получившее различное образование, но в основном, это историки, культурологи, философы или те, чья практическая работа была связана с экскурсионной и музейной деятельностью.
«Есть серьезная проблема – образовательные проекты для музеев не включены в госзадание. Поэтому это всегда – сверхурочная работа для сотрудников музея. Плюс сложно оформлять командировки и выездные практики студентов. Пока что наши программы поддерживают разные фонды и спонсоры».
Дарья Пыркина
Куратор образовательных программ Государственной Третьяковской галереи
ИНЖЕНЕРЫ РАВНЯЮТСЯ НА ПРОИЗВОДСТВО
Инженерные магистратуры также отличаются разнообразием своих моделей и конфигураций практических и теоретических блоков. Так, например, Иркутский политех активно включает в подготовку магистрантов индустриальных партнеров, а также вовлекает студентов в работу научно-исследовательских лабораторий ИРНИТУ. Например, магистратура «Информационные технологии в недропользовании» полностью опирается на реальные геологопоисковые НИОКР и проекты для бизнеса, которые проводит Сибирская школа геонаук ИРНИТУ. Среди важнейших индустриальных партнеров – Иркутский авиационный завод. При этом, все прикладные программы магистратуры основаны на фундаментальных научных школах.
«Несмотря на очень прикладной характер наших магистратур, они выросли из науки. Например, наши ученые много лет работали в областях оптимизации инструментов и обработки композиционных материалов. В результате их исследовательской работы появились сначала программы ДПО, затем летние школы для студентов, а затем из этого совместно с коллегами из Томского политеха были собраны магистерские программы».
Владимир Смирнов
Проректор по учебной работе ИРНИТУ
В Ивановском государственном химико-технологическом университете придерживаются двух классических моделей магистратур: прикладные и академические. Первые готовят научно-педагогические кадры для вузов и НИИ, вторые – профессиональные кадры для индустрии. На программах первого типа обычно обучаются не более 20 человек, второго 30-50. Большая Ивановская мануфактура и правительство региона активно участвуют в этом процессе через инструменты целевых наборов.
«Большим вызовом остается сложность отбора абитуриентов магистратуры на те специальности, которые хорошо бы вписались в рынок труда региона. А самой острой проблемой является отток профессиональных кадров из региона после окончания магистратуры».
Ольга Смирнова
Директор Института образовательных программ высшего и дополнительного образования (Ивановский государственный химико-технологический университет)
РАЗНООБРАЗИЕ ВНУТРИ ВУЗА
Модели магистратуры Уральского федерального университета различаются по тому, как выстраивается образовательный трек магистранта по его пререквизитам поступления и формату проектной работы. Модель инженерной магистратуры УРФУ зависит от того, каково содержание и «сборка» проектной работы.
УРФУ реализует три модели:
1. Ускоренная (с перезачетом ДПО). В этой модели индивидуальная траектория заключается в выборе модулей, которые «закроют» недостающие компетенции. Пререквизиты при поступлении включают портфолио с сертификатами ДПО.
2. Наукоемкая практическая – с универсальным образовательным модулем, значительной долей проектной работы на базе предприятий с наукоёмким производством, с выходом на работу «стартап как диплом».
3. Модульно-прикладная: теоретическая часть программы состоит из набора профессиональных модулей, проектная работа – решение конкретных производственных задач. Не включает такую серьезную наукоемкую составляющую, как предыдущая модель.
Эти модели отличаются способами выстраивания гибких траекторий через разные форматы и логику проектной работы.
« Форматы реализации и содержание программ магистратуры часто не учитывают разрозненность мотивов, уровня целевой аудитории в рамках одной образовательной программы. Мы стараемся решить эту проблему в УрФУ через продуктовую логику набора и работу с компетенциями руководителей магистерских программ».
Наталья Андрейченко
Проректор по развитию магистратуры УрФУ
«Модели магистратур в УРФУ связаны с тем, какие задачи решает программа, как организована проектная деятельность и какая научная база (школа) стоит за каждой конкретной программой»
Валентина Овчинникова
Заместитель проректора по проектному обучению УрФУ
НУЖЕН ДИАЛОГ ВУЗОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАГИСТРАТУР
На круглом столе представители творческих индустрий и инженерной подготовки согласились, что творческие и технические вузы оказались в жестких рамках ФГОС высшего образования. При этом форматы и модели магистратур разнообразнее и сложнее нормативных условий, в которые они поставлены.
Магистратура может быть творческой мастерской «малой группы», где образование сосредоточено на фигуре Мастера. В этом смысле она похожа и на камерные академические магистратуры, занимающиеся подготовкой научных кадров.
В тоже время, обучение магистрантов может быть выстроено вокруг производственного наукоемкого процесса (и задач производства в рамке проектной работы студентов), но при этом быть «поточной» – выпускать по 30-50 и более выпускников в год.
Разнообразие ландшафта магистратур требует наладить «горизонтальный» диалог между вузами для обмена опытом выстраивания разных моделей. А в перспективе – разработки рекомендаций Министерству науки и высшего образования по оптимизации нормативной базы.
Круглый стол был организован участниками всероссийского исследования Института образования НИУ ВШЭ «Ландшафт российской магистратуры» Анной Гармоновой, Евгенией Опфер и Дарьей Щегловой. Исследование ведется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. Подробнее – по ссылке.
Григорий Заславский
Ректор ГИТИС