• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Студентам не хватает клиентоориентированности – в вузах учат не совсем так, как хотелось бы работодателям

У студентов и тех, кто определяет содержание высшего образования, шкала приоритетов не совсем совпадает с тем, что важно будущим работодателям. Это, в частности, касается такого понятия, как клиентоориентированность, но и не только его. Такой вывод делает группа исследователей Департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина, Артем Суходев и Дмитрий Гужеля. Их исследование касается надпрофессиональных компетенций начинающих специалистов и опубликовано в серии «Современная аналитика образования».

Студентам не хватает клиентоориентированности – в вузах учат не совсем так, как хотелось бы работодателям

Надпрофессиональные компетенции – универсальные деловые и управленческие качества, позволяющие наилучшим образом выполнять поставленные задачи и добиваться успеха. Чтобы определить шкалу ценностей в этой области, эксперты провели анкетирование 1,7 тысяч студентов, 780 управленцев и hr-специалистов и 130 преподавателей вузов. Как пишут авторы, такое исследование может помочь предотвратить опасные для рынка труда проблемы, вызванные недостаточным пониманием требований работодателей к профилю выпускника и начинающего специалиста.

Всего для опроса выделили более десятка надпрофессиональных компетенций, которые респонденты помечали как наиболее важные, желательные, менее существенные и несущественные. Так, самыми важными для студентов оказались партнерство (сотрудничество), анализ информации, коммуникативная грамотность, стрессоустойчивость и планирование. Преподаватели особо выделяют анализ информации.

Ключевое расхождение «картины мира» работодателей и тех, кто учится и учит в вузе, оказалось связано с клиентоориентированностью. Работодатели отводят ей второе место в рейтинге, в то время как студенты и университеты ставят компетенцию на 12-е и 11-е места соответственно. «Очевидно, что в рамках образовательного процесса компетенция «клиентоориентированность» не проявляется и не развивается. Лишь в редких случаях (например, производственная практика) студент может столкнуться с клиентом, в то время как в образовательном процессе нет необходимости отвечать на запросы бизнеса, внешних и внутренних клиентов. Это создает очевидные трудности: для работодателя важно, чтобы его сотрудники были клиентоориентированными, однако вследствие особенностей образовательного процесса студенты не имеют возможности развить эту компетенцию должным образом до выпуска из университета и начала профессиональной карьеры», – отмечают авторы исследования.

Еще одно существенное расхождение – относительно «ориентации на результат» (третье место для работодателей и 11-е для студентов) и «следования правилам и процедурам», которое достаточно важно для компаний, но на последних местах «рейтинга» студентов. В связи с этим исследователи отмечают, что студенты привыкли следовать правилам вуза, понятным и не очень обременительным, а в компаниях регламенты оказываются сложнее и серьезнее. Интересно, что для работодателей оказалась не так уж важна стрессоустойчивость, занимающая второе место по значимости для студентов, и уж почти не важна такая компетенция, как лидерство – вероятно, на это качество в компаниях не обращают внимания, по крайней мере, на первом этапе, когда приглашают людей на нижние ступени карьерной лестницы.


Прочитать монографию «Исследования профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов», можно здесь.