Нагрузка учителей онлайном прирастать будет – только 16% преподавателей готовы продолжать работать в школе без подработок
Как и десятилетия назад, сейчас большинство учителей в России — женщины: по данным ФСН за 2021 год в государственных и муниципальных школах процент учителей женского пола составляет 88%, в частных школах — 86%. Примерно такая же статистика наблюдается и среди преподавательского состава онлайн-платформ: 74% женщин среди преподавателей групповых онлайн-занятий и 82% — индивидуальных.
Однако наблюдается значительная разница в возрасте преподавателей. Половина учителей государственных и частных школ — это люди 45+, в то время как на онлайн-платформах преподавателей моложе 35 лет более 60%. Так по данным ФСН за 2021 год в государственных/муниципальных школах работает 28% учителей в возрасте от 50 до 60 лет, а также 14% учителей от 60 лет и старше, в частных школах — 25% и 12% соответственно. Молодые люди от 25 до 29 лет в государственных/муниципальных школах составляют около 7,5%, в частных — 9,5%. Начинающие специалисты в возрасте до 25 лет составляют 6,4% в государственных/муниципальных школах и 5,4% в частных школах.
Практически обратная статистика наблюдается среди педагогического состава онлайн-платформ: начинающие специалисты до 25 лет и молодые преподаватели от 25 до 29 лет составляют больше половины от всех преподавателей онлайн-сервисов (25,8% и 26,2% соответственно). В то время как возрастные преподаватели (от 50 до 60 лет) составляют лишь около 9%, а преподаватели старше 60 лет — всего 1%.
70% преподавателей старше 60 лет работает менее 20 часов в неделю. 1,5 ставки (27 часов) они имеют вдвое реже, чем более молодые, так как при наличии у преподавателя пенсии (с 55 лет) школы стараются перераспределять ограниченный ресурс аудиторных часов в пользу молодых специалистов, особенно в регионах. Однако учителям-пенсионерам недостаточно заработка от школьной ставки, поэтому подрабатывающих специалистов (в основном частным репетиторством) в этом сегменте много — 73%. Во время пандемии вынужденно выросло количество специалистов старше 60 лет и в смешанном формате преподавания: у них остались небольшие аудиторные часы, а все остальное перевели в дистант — проверки, консультации и т.д.
Нагрузка преподавателей, работающих в школе по основному месту, в среднем составляет 27 часов и 12 часов — внеурочная нагрузка. Если школьный преподаватель подрабатывает частным репетитором, то это добавляет ему в среднем 8 часов нагрузки в неделю, на онлайн-платформе — 14 часов. Такая же загруженность у преподавателей, работающих только на онлайн-платформах без подработки — 27 часов аудиторной и 9 часов внеурочной нагрузки. Те, кто преподает на онлайн-платформах и подрабатывает частным репетитором имеют в среднем 24 часа аудиторной, 11 часов внеаудиторной нагрузки и 7 часов — подработки. Те же специалисты, которые занимаются только частным репетиторством, в среднем тратят 22 часа на уроки и 10 часов на подготовку к ним. При этом онлайн-платформы, как и частные ученики, оплачивают преподавателю только аудиторные часы, в то время как в школах за внеаудиторную работу есть фиксированная плата, не зависящая от почасового объема.
Больше половины преподающих на онлайн-платформах (67%) удовлетворены своим графиком работы, репетиторы довольны чуть меньше — 66%, а в школах всего 25% учителей довольны недельной нагрузкой.
«Преподаватели, работающие более 40 часов в неделю, особенно подвержены риску потенциального профессионального выгорания, которое сегодня становится одной из самых острых проблем в педагогике. Это связано с тем, что главное дело учителя – это его ученики, а не его предмет. Педагог сегодня вынужден совмещать в своей работе в дополнение к педагогической деятельности и роль воспитателя и классного руководителя, и роль тьютора, и роль консультанта для родителей. И все это в условиях возрастания бюрократической нагрузки и отчетности. Значительная часть педагогов, имеющая большой опыт работы и стаж, находится в стадии профессионального выгорания. Поэтому предотвращение выгорания педагогов, создание для них комфортной среды, поддержка их развития и возможности апробации инноваций, радикальное снижение административной нагрузки при обязательном условии достойной оплаты их труда – сама насущная задача в развитии педагогической профессии».
Преподаватели онлайн-платформ главным преимуществом для себя называют экономию личного времени, отработку методики и профразвитие. Большинство специалистов — 75% — хотят расти профессионально и видят в платформах такую возможность. 34% учителей ищет карьерного роста, но 44% удовлетворились бы стабильным преподаванием без административной нагрузки. В среднем преподаватели онлайн-платформ зарабатывают в час 400 рублей за индивидуальные и 1086 рублей за групповые уроки с учетом внеаудиторной нагрузки, а хотят получать от 500 до 1500 рублей в час за индивидуальные и 1000-2500 за групповые занятия. При этом, например, размер ставки за подготовку и проведение одного группового занятия продолжительностью 1 ак.час онлайн-школы “Фоксфорд” начинается от 1500 рублей. Это новый растущий квалификационный конкурентный сегмент преподавателей онлайн-школ, отбор в который происходит согласно уровню компетенций без привязки по территориальному признаку. Конкурентность этого рынка подтверждает количество кандидатов на одно вакантное место — 15 человек.
80% учителей идут в репетиторы ради профессиональной автономии, более 70% ради больших денег и удобного графика, 51% — ради профразвития. 51% специалистов ищет экономию личного времени, 49% ищут снижения нагрузки — работают в неделю действительно в среднем 22 часа против школьных 27, а школьные средние 44 798 рублей в месяц частный репетитор заработал бы за 19 часов в неделю. 72% учителей осознают, что заработок частного репетитора выше. Средняя ставка в час у частных репетиторов 691 рублей в Москве и 427 рублей в регионах, но 70% репетиторов все равно недовольны заработком. 34% считают, что должны получать за урок от 500 до 999 рублей, 29% высказались за оплату в размере 1000-1499 рублей, а 32% устроила бы оплата труда в размере от 1500 до 2999 рублей.
Преподаватели Москвы зарабатывают в среднем вдвое больше, чем региональные, и в школах и в качестве частных репетиторов. В среднем разница между зарплатами учителей в государственных/муниципальных учреждениях и репетиторами не так остро заметна в Москве, а в регионах школьный учитель за час работы получает почти вдвое меньше частного репетитора. Онлайн-платформы позволяют преподавателю заработать за час меньше, чем московская школа, но больше, чем региональная, пусть даже частная. Онлайн-платформы в целом выравнивают возможности учителей, и ставка зависит только от персональной эффективности преподавателя. Например, специалисты, преподающие на платформе Skyeng, зарабатывают в среднем от 460 рублей в час вне зависимости от региона, при этом самые высокие цифры показывают учителя Вологодской области и Республики Алтай — они больше внимания уделяют своей эффективности и профессиональному самосовершенствованию.
Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng: «Мы видим своеобразный цикл карьеры учителя: из государственных школ (или минуя их) преподаватель приходит к нам на онлайн-платформы за профессиональным развитием и, безусловно, финансовой подушкой. Когда основные навыки достаточно неплохо прокачиваются, учитель уходит монетизировать их в частное репетиторство. Затем в определенный момент многие понимают, что им нужно еще прокачать, поэтому снова идут к нам на онлайн-платформы за дополнительным развитием. И достаточно большое количество преподавателей проходит сейчас и будет проходить в будущем по такому циклу. То есть, помимо того, что онлайн-платформы помогают преподавателям получать достойный доход, работая по своему графику и со своей нагрузкой, они еще и максимально эффективно развивают профессиональные навыки преподавателя».
Треть современных преподавателей (35%) думают сосредоточиться на частной практике, больше половины (61%) планируют и дальше совмещать работу в школе или преподавание на онлайн-платформе с подработкой на онлайн-платформе или частным репетиторством. Лишь 16% преподавателей собирается продолжить работать в государственной/муниципальной школе без подработки. Практически половина учителей, как школьных, так и преподающих на онлайн-платформах, не ищет карьеры, предпочитая оставаться просто учителем, если эта работа будет стабильной. Однако почти треть учителей заинтересованы в карьерном росте, повышении должности, уровня ответственности и доходов.
Андрей Сизов, генеральный директор Фоксфорда: «Сейчас учителя приходят в онлайн-школы по разным причинам: кто-то хочет профессионального развития, кто-то финансовой поддержки. Достойная оплата, сбалансированная нагрузка, возможность развиваться индивидуально и в сообществе учителей – это то, что мы предлагаем преподавателям. В профессиональном треке многие хотят получать дополнительное образование и прокачивать свои навыки, здесь, например, мы разрабатываем для педагогов курсы и помогаем как онлайн-платформа делать их занятия интерактивными. У нас есть комьюнити внутри команды, более 250 педагогов могут обмениваться опытом и знаниями. Онлайн-школу часто рассматривают как платформу для дополнительного заработка, но помимо этой возможности мы стараемся создавать условия для полного перехода в онлайн на постоянную работу, это в том числе формирует престиж онлайн-школ. К тому же, любая сильная школа, будь она онлайн или офлайн – это не только про сильных профессионалов, но и про счастливых преподавателей. И, кажется, что с помощью онлайн-платформ можно это обеспечить».
Те преподаватели, кто уже сейчас выбрал частное репетиторство в качестве основного вида деятельности, не видят для себя перспектив в школах — 37% частных репетиторов считает, что приемлемого карьерного пути в образовательной организации не существует, в других секторах образования этого мнения придерживаются всего 15-17% преподавателей. 43% всех репетиторов даже административную нагрузку, связанную с частной практикой, готовы нести сами, но 57% предпочитают отдать ее платформе или аутсорсеру.
Дополнительная инфографика доступна по ссылке.
Абанкина Ирина Всеволодовна
Департамент образовательных программ: Профессор