• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В кружки и секции ходят почти 80% школьников: но это большинство очень неоднородно, – отмечают исследователи

Охват дополнительным образованием стал одной из тем исследования, выполненного в Инобре в рамках Мониторинга экономики образования (его ведет Вышка). Ксения Павленко и Юлия Дементьева из Центра исследований современного детства опубликовали доклад «Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой». В нем они анализируют, какие школы и кружки и по каким причинам выбирают разные семьи.

В кружки и секции ходят почти 80% школьников: но это большинство очень неоднородно, – отмечают исследователи

Согласно результатам мониторинга, 78% детей школьного возраста охвачены дополнительным образованием. Внутри этого большинства половина детей посещает кружки и секции только вне школы, 16% – только в своей школе, 23% совмещают школьные и внешкольные кружки. Здесь обнаружена закономерность, которая в большей степени связана с уровнем образования родителей, чем с типом населенного пункта, в котором живет ребенок: «Наличие высшего образования у матери существенно повышает вероятность, что ребенок будет посещать занятия вне школы, даже если семья живет в селе. Для сравнения: если семья проживает в мегаполисе, но у матери нет высшего образования, ребенок с меньшей вероятностью пойдет на дополнительные занятия вне школы».

Среди причин, по которым детей не водят в секции и кружки, лидировали ответы «У  ребенка слишком большая нагрузка в школе», «В школе нет ничего интересного, а водить ребенка куда-то вне школы у родителей нет возможности», «В школе нет ничего интересного, поблизости также нет ничего подходящего», – последнюю причину чаще называли жители сел.

Исследовалась и удовлетворенность родителей школьным образованием и то, как они делали выбор школы. Интересно, что среди тех, кто рассматривал альтернативы при выборе школы для своего ребенка (при этом далеко не все попали туда, куда хотели), меньше удовлетворенных качеством обучения своих детей – 63%. В тех семьях, где об альтернативах не думали, своей школой довольны 80%. 

Отдельные главы исследования посвящены «цифровому разрыву» в образовательных возможностях детей, а также тому, как родители вовлекаются в обучение своих детей.

Исследование Ксении Павленко и Юлии Дементьевой можно прочитать здесь.