• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Цифра» идёт не из школы – но цифровая образовательная среда может подстроиться под подростков

У школьников, которые растут в разных условиях, разный уровень цифровых навыков, но одно только наращивание инфраструктуры школ эту проблему не решит. Важно научиться использовать уже существующую инфраструктуру иначе – более творчески. Об этом пишут научные сотрудники Лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов Светлана Авдеева, Ксения Тарасова и профессор Инобра Александр Уваров. В журнале «Вопросы образования» опубликована их статья «Цифровая трансформация школ и информационно-коммуникационная компетентность учащихся».

«Цифра» идёт не из школы – но цифровая образовательная среда может подстроиться под подростков

Исследователи проанализировали результаты мониторинга, в котором участвовали около 30 тысяч девятиклассников из 21 российского региона. Цель мониторинга, который проводился по заданию Минпроса – оценить способность учащихся работать с информацией в цифровой среде, решать учебные задачи и проблемы, возникающие за стенами школы, продолжать обучение на протяжении всей жизни.

Мониторинг провели с помощью ICL-теста, разработанного в Инобре. Это компьютерное тестирование на основе 16 заданий сценарного типа, разных по сложности и методам решения – в основном они похожи на проблемные ситуации из реальной жизни, а не на академический школьный контент. Тест позволяет оценивать способность выпускника основной школы использовать компьютер и цифровые технологии для получения новых знаний, коммуникации, исследования, обучения и в принципе самореализации в жизни. Ответы анализируются автоматически, ученик сразу получает результат и рекомендации – это своего рода пятибалльная шкала, от «продвинутого» до «развивающегося» уровня. ICL-тест уже получил международное признание, Хельсинкский университет локализует его для использования в Финляндии, а Межамериканский банк развития – для латиноамериканских стран.

Исследование показало, что ИК-компетенции развиты недостаточно чуть больше чем у половины девятиклассников (54,6%). При этом у значительной части «отстающих» дефицит можно преодолеть дополнительной подготовкой (35,3% от всех респондентов), а вот уровень 19,3% вызывает тревогу – у них ИК-компетенции почти не сформированы. «Они не способны корректно формулировать стоящие перед ними проблемы, искать и организовывать необходимую информацию, делать на ее основе аргументированные выводы. Они не умеют представлять информацию другим людям», – отмечено в статье. Таким подросткам нужна отдельная программа подготовки.

Решение проблемы не ограничивается оснащенностью школ, предупреждают авторы статьи. «Обнаружилась слабая связь между уровнем ИКК школьников и доступностью цифровых технологий в школе, т.е. развитием ее цифровой образовательной среды. Таким образом, повышение доступности цифровых устройств и уменьшение технологического цифрового разрыва само по себе не обеспечивает формирования у учащихся полноценной цифровой грамотности. Причина, видимо, состоит в том, что школа сегодня ориентируется главным образом на репродуктивные формы учебной работы. Учителя используют цифровые технологии преимущественно как средства замещения и/или улучшения презентаций при фронтальной учебной работе», – сказано в статье. Иными словами, школьные практики, пусть и с использованием «цифры», слишком рутинны и консервативны. Гораздо сильнее уровень ИКК девятиклассников связан с характеристиками их внешкольного окружения: с уровнем образования матери, планами продолжить обучение, наличием смартфона, количеством книг дома и т.д.

Подробности – в статье Светланы Авдеевой, Александра Уварова и Ксении Тарасовой.