• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Читать, несмотря ни на что! – Студенты придумали, как поддерживать интерес к книгам у детей в сложных обстоятельствах

Интерес к чтению у школьников снижается во всем мире – слишком много других источников информации, гаджеты всегда под рукой. Так что задача школы развивать читательскую грамотность всё усложняется. Тем более это непросто, если вмешались жизненные обстоятельства: например, ребёнок долго лежит в больнице. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении, стало темой межвузовской научно-практической конференции «Актуальные исследования в области госпитальной педагогики». На конференции студенты майнора «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху», реализуемого Инобром защитили свои проекты. Это шесть сценариев уроков, многие из которых уже можно применять госпитальным педагогам.

Читать, несмотря ни на что! – Студенты придумали, как поддерживать интерес к книгам у детей в сложных обстоятельствах

На конференции обсуждали педагогические практики, которые могут помочь сформировать у длительно болеющих детей способности к смысловому чтению и поисково-аналитической работе с текстом. После пленарных докладов и приветственных слов руководителя  федерального проекта госпитальных школ России проекта «УчимЗнаем» Сергея Шарикова началась открытая защита проектных работ студентов Вышки, которые выбрали госпитальную педагогику в качестве индивидуального трека в рамках освоения дисциплин майнора.Перед студенческими командами стояла конкретная педагогическая задача: разработать и представить план-конспект образовательного события или сценарий образовательного мероприятия, выстроенных вокруг учебного или художественного текста. 

Самые яркие студенческие выступления были связаны с представлением необычных творческих «околотекстовых» заданий, требующих воображения и глубокой аналитической проработки выбранной книги. Например, придумать бизнес, который мог бы быть наиболее подходящим для главного героя сказки. Яркая работа студентки второго курса бакалавриата Арины Мехряковой предлагала задействовать фрагменты книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» для обучения младшеклассников финансовой грамотности и использовать для этого бизнес-игру по мотивам произведения. 

Работа, представленная Павлом Мартынюком, посвящена необычной дате – Всемирному дню мозга, который отмечается ежегодно 22 июля. Сценарий этого праздника студент выстроил вокруг книги Анжелики ван Омберген «В моей голове. Как устроен мозг и зачем он нам нужен». Несколько студенческих работ были связаны с произведениями современной писательницы Тамары Михеевой. Особое внимание экспертной комиссии привлекли творческие задания, предложенные студентами к книге «Янка»: прорисовать ежедневный образ (look) главного героя, уделив внимание как одежде, так и аксессуарам, подчеркивающим его индивидуальность. Еще один интересный пример заданий – опираясь на представленные в книге описания переживаний и настроения главного персонажа, подобрать для него музыкальные плейлисты для разных ситуаций (проект команды студентов - Алены Квашеновой, Ольги Кривоноговой и Екатерины Марковой).

«Такое погружение в среду образовательной организации через практику выполнения конкретного задания с ярко выраженной полезностью – обогащает опыт и существенно расширяет зону ближайшего развития студентов», – говорит руководитель майнора Алексей Обухов, доцент и ведущий эксперт Института образования.

«Каждое представленное сегодня выступление – это результат длительной проектной работы студентов майнора. А каждая работа – это завершенный и осязаемый образовательный продукт, который безусловно достоин того, чтобы его внедрение в педагогическую практику было реализовано не только в стенах госпитальной школы, но и в обычных общеобразовательных школах», – считает координатор майнора со стороны «УчимЗнаем» и преподаватель Инобра Гульшат Суханова. 

Майнор «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху» второй год реализуется Институтом образования НИУ ВШЭ под площадках ведущих инновационных образовательных организаций Москвы и Московской области. 

Подробнее о майноре.

Подробнее о конференции «Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы».