• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Сторителлинг Ледникового периода – команда студентов Вышки придумывает музей-лабораторию для сельской школы

Деревня Афимьино, что под Вышним Волочком в Тверской области – удивительное место. Его хорошо знают геологи и палеонтологи из-за так называемых «ледниковых отторженцев» – древних горных пород, которые именно здесь движением ледников вынесло на поверхность земли. В нем находят окаменевших обитателей древних морей. Теперь есть шанс, что об Афимьино узнают не только специалисты – здесь создается ни на что не похожий школьный музей, который станет лабораторией для местных школьников. Для этого в экспедицию сюда отправилась большая команда студентов Вышки и экспертов.

Цель экспедиции – разработать научную концепцию школьного краеведческого музея-лаборатории. На протяжении недели в Афимьино работали магистранты и аспиранты Инобра, а также студенты, которые учатся на майноре «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху» – культурологи, политологи, лингвисты, математики... Руководили экспедицией доцент Инобра, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования Алексей Обухов и руководитель магистерской программы «Доказательное развитие образования» Ксения Романенко. За неделю удалось изучить контекст местности, продумать содержание и логику создания музея-лаборатории в местной Холохоленской школе, спроектировать общее видение экспозиции... Но главное – исследовательская деятельность, которой займутся здесь школьники: это будет музей-лаборатория. Участники экспедиции продумали содержание исследовательской деятельности школьников, сформулировали и описали задачи на ближайшее время, распределили их между учителями и учениками, а также самими студентами Вышки, взявшими шефство над ребятами из Афимьина.

В экспедиции были не только люди из Вышки: Александр Арендарчук – кандидат технических наук, доцент Московского информационно-технологического университета – стал инициатором проекта. Его жена – уроженка Афимьина, в прошлом – ученица той самой школы, где теперь создается музей. Однажды Александр Викторович вместе с сыном обнаружил в окрестностях Афимьина окаменелости, вышедшие на поверхность в известняковом слое. Так и возник замысел по передаче знаний об уникальных породах и древнем мире местным школьникам.

«В этом месте близко к поверхности залегают отложения горных пород, относящиеся к ордовикскому периоду развития Земли. Обычно породы ордовика расположены здесь на глубине нескольких сот метров. Но в результате действия ледников, принесших горные породы этого же периода, располагавшиеся на территории современной Ленинградской области, они оказались на поверхности вместе с окаменелостями, которым около 450 миллионов лет», – рассказывает Александр Арендарчук.

Воплощение замысла началось с лекции для местных учителей три года назад. За этим последовали встречи, совместные обследования окрестностей уже вместе со школьниками, и вот, наконец, возникла идея создания школьного музея. И здесь на помощь пришла Вышка с программой поддержки студенческих экспедиций «Открываем Россию заново». Цель этой программы — погружение студентов с помощью полевых экспедиций в изучаемую реальность, чтобы учеба не несла только теоретические знания. И действительно, музей-лаборатория в Афимьино — это проект-вызов, в котором команда ищет баланс между грандиозными и амбициозными идеями и реальностью самой обычной сельской школы.

«Музей чаще всего является статичной экспозицией артефактов, но для этого проекта было особенно важно создать пространство для деятельности, творчества, созидания самими школьниками. Важно, чтобы они не только знакомились с территорией, окружающей их, но и брали на себя активную роль исследователей своего родного края – краеведов», – рассказал Алексей Обухов.

На первом этапе команда разработала теоретические и методологические основы создания и работы школьного краеведческого музея-лаборатории. Изучали литературу, анализировали практики в этой области, российские и зарубежные исследования. Статья по результатам этой работы будет опубликована в ближайшем номере журнала «Исследователь/Researcher».

Экспедиция началась со знакомства с окрестностями Вышнего Волочка и Афимьина, общения с краеведами, учителями и заинтересованными учениками – у них брали интервью, уточняли запросы и возможности, проблемы и желания самих афимьинцев. Отыскали и сохранили на память окаменелости древних животных. На проектировочной сессии обсудили видение музея-лаборатории в Холохоленской школе. Активистов школы познакомили с технологиями сторителлинга в музейной работе. Обсудили логику истории, которую будет рассказывать музей, хронологию, ключевые лица, их взаимодействие.

Самое важное – удалось пробудить интерес школьников и учителей к музею-лаборатории. Это было видно по тому, с какой готовностью они распределяли между собой задачи. Музей создается как пространство, предполагающее активное, творческое включение школьников, которые будут вести свои исследования, проводить здесь свое внеурочное время.

Экспедиция стала вторым этапом проекта, а будет и третий, и четвертый…  Ведь идей множество, заинтересованных учеников и учителей становится все больше. Власти поддержат инициативу афимьинцев: это обсудили на встрече руководителей и инициаторов проекта, включая директора школы Маргариту Анянову, с замглавы администиации Вышневолоцкого городского округа Еленой Галкиной. В следующем году проект будет подан на конкурс поддержки школьных инициатив. А пока студенты Вышки взяли шефство над учениками Холохоленской школы и собираются открывать сбор средств для создания музея-лаборатории. 


Подробнее о майноре «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху»

Подробнее о магистерской программе «Доказательное развитие образования»

Подробнее о магистерской программе «Педагогическое образование»

Текст подготовила Полина Крайнова, стажер-исследователь Лаборатории проектирования содержания образования