• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Лайфхаки учителю – вплоть до настройки голоса: на программе «Педагогическое образование» завершают первый сезон «Мастерской учителя»

Во время работы в школе педагогу то и дело приходится «изобретать велосипед» – решать задачи в диапазоне от того, как учить ребенка с дислексией, до вполне житейских вопросов вроде такого: как не только весело, но и с пользой устроить новогодний праздник в классе. Оказывается, доходчивые, грамотно поданные советы опытных практиков – в дефиците. Восполнить его постарались на магистерской программе «Педагогическое образование», где с осени дважды в месяц проводилась «Мастерская учителя». Во вторник, 31 мая, мастерская завершится разговором о прошлом и будущем ФГОСов – об этом расскажет академик РАО, заслуженный профессор Вышки, один из авторов современной российской образовательной системы Виктор Болотов.

Лайфхаки учителю – вплоть до настройки голоса: на программе «Педагогическое образование» завершают первый сезон «Мастерской учителя»

Начиналась «Мастерская» как некая чуть более практическая альтернатива большим научным семинарам, которые ведет Инобр. Постепенно ее формат расширялся едва ли не до «советов на все случаи жизни» или, по крайней мере, педагогической работы. О проекте и о его будущем в новом учебном году рассказывает академический руководитель программы «Педагогическое образование» Мария Лытаева.

«Практически все наши студенты – действующие учителя. И «Мастерскую» мы задумывали как площадку для обсуждения интересной и актуальной для них информации. Мы сразу отказались от идеи утвердить в сентябре какой-то жесткий тематический план и следовать ему – было интереснее отреагировать на актуальные события, на запрос от магистрантов.

Так, например, получилось с открытой лекцией Анастасии Петраковой о том, как работать с детьми с расстройством аутического спектра. Многие молодые учителя, встретив таких детей в своем классе, теряются, не знают, что делать. После нескольких вопросов от магистрантов мы с координатором «Мастерской» Александрой Струковой поняли, что нужна встреча на эту тему. Запросы могут быть самые неожиданные. Благодаря им, например, состоялась встреча с актрисой Светланой Корчагиной – она рассказывала, как учителю снять зажимы в речи, дышать, расслабиться между уроками. Это было как раз в то время, когда многим нужна была помощь в снятии стресса, так что такой, казалось бы, “непрофильный” разговор оказался очень кстати.

Есть неожиданные встречи, темы, о которых мы и не думали заранее – так получилось, например, с Центром языка и мозга Вышки. Мы общались с директором Ольгой Драгой и речь зашла о том, что было бы здорово то, что они изучают, сделать более понятным учителю, показать нейронауки не как что-то бесконечно далекое. И Ольга Драгой предложила рассказать о том, как читают дети с дислексией и как им помочь. Потрясающая тема, потому что учитель сталкивается с этим в каждом классе каждый день.

Конечно, много и таких встреч, которые мы намечали, готовили сильно заранее – опробовали в таком формате несколько магистерских диссертаций, интересных для практической работы в школе, приглашали наших признанных мастеров, таких, как Катерина Поливанова, Алексей Обухов, чьи разработки интересны учителям. К таким заранее намеченным встречам можно отнести и рассказ Виктора Болотова о ФГОСах – зачем они появились (госстандартам всего-то чуть больше 20 лет, это только кажется, что они «были всегда»), какие задачи должны решать, как менялись. В сентябре начнут действовать новые ФГОСы для начальной и средней школы, и, конечно, в связи с этим у педагогов много вопросов.

Встречи получаются разными: у кого-то это открытая лекция, монолог, а у кого-то выступление целиком строится на диалоге. Интересной в этом смысле получилась беседа с Зое Редхэд, директором легендарной британской демократической школы «Саммерхилл» и дочерью ее создателя Александра Нилла. Это был разговор в вопросах-ответах, и сначала казалось, что у нас большое лоскутное одеяло – но к концу разговора все это одеяло «собралось», сшилось, и мы увидели целиком систему школы самоопределения через интерпретацию ее директора.

При этом у нас может быть диалог гостя и ведущего, который задает вопросы от аудитории (голосованием выбираем самые интересные), но не дискуссия с голосами «из зала». И переходить к ней пока не планируем. Хотим сохранить классическое время урока 45 минут, за которое невозможно и хорошо раскрыть тему, и подискутировать.

В новом учебном году «Мастерскую» будем продолжать, более того, она станет обязательной частью учебной программы на «Педагогическом образовании”. Это будет частью семинара наставника, такой формат, кстати, позволит все-таки вести дискуссию об услышанном, но уже после общения с гостем. При этом по-прежнему встречи на «Мастерской учителя» будут открыты для всех желающих, а не только для наших студентов».       


Чтобы участвовать в последней в этом году «Мастерской учителя» с Виктором Болотовым «ФГОС общего образования: истоки, идеи, концепции», регистрируйтесь. Встреча пройдет 31 мая в 18:00 на платформе zoom.

Все записи «Мастерской учителя» можно посмотреть здесь.

Подробнее о программе «Педагогическое образование».