Не школой единой – преподавание на онлайн-платформах и репетиторство стали полноценной частью профессии учителя
Сегодня профессия учителя развивается в двух формах – и в традиционной работе в школе, и в занятости в других форматах, будь то репетиторство или преподавание на онлайн-платформах. Такой вывод сделали эксперты Центра финансово-экономических решений в образовании вместе с коллегами из онлайн-школ Skyeng и Фоксфорд по результатам исследования карьерных возможностей педагогов. Их обсудили на вторничном семинаре Инобра.
Школа стареет? Да, но не вся
Комплексное исследование было построено на социологических опросах педагогов. Его отправной точкой стал запрос онлайн-школ – сколько могут заработать преподаватели и какие есть варианты комбинирования рабочей нагрузки. Вопрос о зарплатах стал если не основным, то, по крайней мере, самым острым на семинаре, но далеко не единственным: исследование охватило и представления педагогов о своем будущем, и их удовлетворенность, и разные аспекты саморазвития.
Прежде всего, по данным, собранным экспертами, можно обратить внимание, что традиционная государственная школа «стареет». Имеются в виду все юридические формы государственного участия, в том числе самый массовый сектор – муниципальные. По графикам, представленным на семинаре, хорошо видно, что вокруг частных школ и платформ всё больше группируются молодые педагоги, а средний возраст педагога государственной школы довольно высок – и продолжает расти.
«Тезис о том, что мы теряем молодежь, можно опровергнуть. Молодежь идет в педагоги – просто не в государственную школу»
«Раньше считали, что учитель по призванию – это навсегда и в стенах школы. Сегодня профессия педагога шире, для молодежи это и репетиторство, и платформы, и частные школы. Традиционный трек размывается, мы видим, что притока молодежи в государственную школу почти нет, она не выглядит привлекательной, хотя там разрешили работать даже студентам»
Абанкина Ирина Всеволодовна
Центр финансово-экономических решений в образовании: главный научный сотрудник
Высокая нагрузка, низкая зарплата – всё по-прежнему
В школе очень высокая нагрузка – по факту, она исключает возможность щадящей организации труда. Это не новая проблема, но, судя по данным исследования, она сохраняется. Из-за необходимости педагогов брать подработку, дополнительные ставки нагрузка, как правило, превышает 40 часов в неделю, причем аудиторные часы забирают «внеурочную» часть, где как раз можно было бы профессионально развиваться. Риторика о сокращенной рабочей неделе и удлиненном отпуске таким образом оказывается просто словами – за ними работа на износ.
«Чем больше педагог работает, тем меньше можно ждать от него удовлетворенности своим трудом. Чем больше нагрузка у педагога, тем больше формат «урокодавательства». То есть занятий без диалога, без развития, потому что это ресурсозатратно».
Екатерина Латыпова
Академический директор онлайн-школы «Фоксфорд»
Исследователи провели анализ фактических зарплат педагогов в разных разрезах и при разных формах занятости – при работе только в государственной или частной школе, при репетиторстве, нескольких видах сотрудничества с онлайн-платформами и при разных комбинациях этих типов работ. Так, например, за час («чистый» заработок по средней ставке) учитель в госшколе получает 406 рублей в Москве и 215 в регионе, в частной школе – 584 и 258 рублей соответственно, репетитор – 691 рублей в столице и 427 в регионе.
«Видим ожидаемый разрыв Москвы с регионами. Доход в частной школе превышает доход в государственной, видим выгодность частного репетиторства, и вдруг сталкиваемся с тем, что при преподавании на онлайн-платформах разрыв «Москва – регион» резко снижается»
Зиньковский Кирилл Викторович
Центр финансово-экономических решений в образовании: директор центра
«Работа на платформе, очевидно, оплачивается выше, но и в отношении общей картины мы не вышли из ситуации с очень низким уровнем оплаты труда педагога. Мы не можем говорить, что это средний класс, разве что его нижняя граница. Люди с высшим образованием, с такой нагрузкой, ответственностью, и на такой грани – это социальная серьезная проблема. Здесь есть риски для качества образования»
Абанкина Ирина Всеволодовна
Центр финансово-экономических решений в образовании: главный научный сотрудник
За совмещением – будущее профессии?
И все-таки у исследователей есть повод для оптимизма. Даже когда они обсуждают стабильно высокий уровень недовольства педагогов своим доходом – для госшколы он доходит до отметки 90%, в остальных секторах поменьше, например, для репетиторов 63%. Эксперты обратили внимание, что «возможность работать в частном секторе в соответствии со своими интересами, призванием снижает уровень неудовлетворенности в 1,5 раза. Да, уровень недовольства очень высокий, это серьезный сигнал. Но все-таки есть позитив, когда человек сам может организовать свою профессиональную деятельность».
Видение своего будущего педагогами тоже расценивают скорее позитивно – большинство хочет оставаться и развиваться в профессии, пусть и в формате совмещения работы в школе с репетиторством или преподаванием на онлайн-платформах. «Школьная» составляющая дает еще и важную для учителей стабильность.
«Онлайн-платформы создают профессиональный лифт для педагогов, которые могут не только пробовать новые технологии, но и делиться опытом, и расти. К тому же, платформы дают возможность работать в одинаковых условиях независимо от места проживания»
Екатерина Латыпова
Академический директор онлайн-школы «Фоксфорд»
«Мы видим образование как «систему с тенью» – репетиторство это такая тень равных размеров с самой официальной системой. Она стала сутью педагогической профессии, а не дополнением, теперь норма – что педагог работает и в школе, и на платформах, и в репетиторстве. И его профессиональное развитие воплощается в двух ипостасях, причем, вторая дает и отработку технологий, и удовлетворение. Это меняет представление о педагогической профессии»
Абанкина Ирина Всеволодовна
Центр финансово-экономических решений в образовании: главный научный сотрудник
Презентация (PDF, 2.22 Мб)
Зиньковский Кирилл Викторович
Центр финансово-экономических решений в образовании: директор центра