• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Не школой единой – преподавание на онлайн-платформах и репетиторство стали полноценной частью профессии учителя


Сегодня профессия учителя развивается в двух формах – и в традиционной работе в школе, и в занятости в других форматах, будь то репетиторство или преподавание на онлайн-платформах. Такой вывод сделали эксперты Центра финансово-экономических решений в образовании вместе с коллегами из онлайн-школ Skyeng и Фоксфорд по результатам исследования карьерных возможностей педагогов. Их обсудили на вторничном семинаре Инобра.

Не школой единой – преподавание на онлайн-платформах и репетиторство стали полноценной частью профессии учителя

Школа стареет? Да, но не вся

Комплексное исследование было построено на социологических опросах педагогов. Его отправной точкой стал запрос онлайн-школ – сколько могут заработать преподаватели и какие есть варианты комбинирования рабочей нагрузки. Вопрос о зарплатах стал если не основным, то, по крайней мере, самым острым на семинаре, но далеко не единственным: исследование охватило и представления педагогов о своем будущем, и их удовлетворенность, и разные аспекты саморазвития.


Прежде всего, по данным, собранным экспертами, можно обратить внимание, что традиционная государственная школа «стареет». Имеются в виду все юридические формы государственного участия, в том числе самый массовый сектор – муниципальные. По графикам, представленным на семинаре, хорошо видно, что вокруг частных школ и платформ всё больше группируются молодые педагоги, а средний возраст педагога государственной школы довольно высок – и продолжает расти. 

«Тезис о том, что мы теряем молодежь, можно опровергнуть. Молодежь идет в педагоги – просто не в государственную школу»

Зиньковский Кирилл Викторович
Центр финансово-экономических решений в образовании: директор центра

«Раньше считали, что учитель по призванию – это навсегда и в стенах школы. Сегодня профессия педагога шире, для молодежи это и репетиторство, и платформы, и частные школы. Традиционный трек размывается, мы видим, что притока молодежи в государственную школу почти нет, она не выглядит привлекательной, хотя там разрешили работать даже студентам»

Абанкина Ирина Всеволодовна
Центр финансово-экономических решений в образовании: главный научный сотрудник

Высокая нагрузка, низкая зарплата – всё по-прежнему

В школе очень высокая нагрузка – по факту, она исключает возможность щадящей организации труда. Это не новая проблема, но, судя по данным исследования, она сохраняется. Из-за необходимости педагогов брать подработку, дополнительные ставки нагрузка, как правило, превышает 40 часов в неделю, причем аудиторные часы забирают «внеурочную» часть, где как раз можно было бы профессионально развиваться. Риторика о сокращенной рабочей неделе и удлиненном отпуске таким образом оказывается просто словами – за ними работа на износ.

«Чем больше педагог работает, тем меньше можно ждать от него удовлетворенности своим трудом. Чем больше нагрузка у педагога, тем больше формат «урокодавательства». То есть занятий без диалога, без развития, потому что это ресурсозатратно».

Екатерина Латыпова
Академический директор онлайн-школы «Фоксфорд»

Исследователи провели анализ фактических зарплат педагогов в разных разрезах и при разных формах занятости – при работе только в государственной или частной школе, при репетиторстве, нескольких видах сотрудничества с онлайн-платформами и при разных комбинациях этих типов работ. Так, например, за час («чистый» заработок по средней ставке) учитель в госшколе получает 406 рублей в Москве и 215 в регионе, в частной школе – 584 и 258 рублей соответственно, репетитор – 691 рублей в столице и 427 в регионе.

«Видим ожидаемый разрыв Москвы с регионами. Доход в частной школе превышает доход в государственной, видим выгодность частного репетиторства, и вдруг сталкиваемся с тем, что при преподавании на онлайн-платформах разрыв «Москва – регион» резко снижается»

 

Зиньковский Кирилл Викторович
Центр финансово-экономических решений в образовании: директор центра

«Работа на платформе, очевидно, оплачивается выше, но и в отношении общей картины мы не вышли из ситуации с очень низким уровнем оплаты труда педагога. Мы не можем говорить, что это средний класс, разве что его нижняя граница. Люди с высшим образованием, с такой нагрузкой, ответственностью, и на такой грани – это социальная серьезная проблема. Здесь есть риски для качества образования»

Абанкина Ирина Всеволодовна
Центр финансово-экономических решений в образовании: главный научный сотрудник

За совмещением – будущее профессии?

И все-таки у исследователей есть повод для оптимизма. Даже когда они обсуждают стабильно высокий уровень недовольства педагогов своим доходом – для госшколы он доходит до отметки 90%, в остальных секторах поменьше, например, для репетиторов 63%. Эксперты обратили внимание, что «возможность работать в частном секторе в соответствии со своими интересами, призванием снижает уровень неудовлетворенности в 1,5 раза. Да, уровень недовольства очень высокий, это серьезный сигнал. Но все-таки есть позитив, когда человек сам может организовать свою профессиональную деятельность».

Видение своего будущего педагогами тоже расценивают скорее позитивно – большинство хочет оставаться и развиваться в профессии, пусть и в формате совмещения работы в школе с репетиторством или преподаванием на онлайн-платформах. «Школьная» составляющая дает еще и важную для учителей стабильность. 

«Онлайн-платформы создают профессиональный лифт для педагогов, которые могут не только пробовать новые технологии, но и делиться опытом, и расти. К тому же, платформы дают возможность работать в одинаковых условиях независимо от места проживания»

Екатерина Латыпова
Академический директор онлайн-школы «Фоксфорд»

«Мы видим образование как «систему с тенью» – репетиторство это такая тень равных размеров с самой официальной системой. Она стала сутью педагогической профессии, а не дополнением, теперь норма – что педагог работает и в школе, и на платформах, и в репетиторстве. И его профессиональное развитие воплощается в двух ипостасях, причем, вторая дает и отработку технологий, и удовлетворение. Это меняет представление о педагогической профессии»

Абанкина Ирина Всеволодовна
Центр финансово-экономических решений в образовании: главный научный сотрудник

Полная запись семинара

Презентация (PDF, 2.22 Мб)