Школам не хватает «взрослого подхода» к ученикам – в практику педагогов стоит включить новые стратегии, чтобы «научить учиться» детей и подростков
Аббревиатура УУД знакома многим педагогам хотя бы потому, что «универсальные учебные действия» включены во ФГОСы и другие документы – если по-простому, это умение учиться, то есть способность самостоятельно развиваться. То, чего на практике не хватает школе: эту проблему изучила Наталья Чернышова, выпускница аспирантской школы по образованию ВШЭ. По итогам исследования она подготовила диссертацию «Обучение школьников стратегиям учения в современной образовательной среде» (научный руководитель – Елена Чернобай), защита которой состоялась в Вышке, а также – методические рекомендации для школы. Они помогут педагогу развивать у детей и подростков самостоятельный подход в учебе.
О дефиците такой самостоятельности в школе говорят давно. Это подтверждается и данными: последние данные PISA говорят о том, что учебная самостоятельность российских школьников не только снизилась (в 2018 году против 2015-го), но и стала ниже среднего по ОЭСР. Более того, исследование «PISA-2018, проведенное исключительно в электронном формате, вызвало затруднения у многих российских обучающихся и выявило проблему несформированности элементарных навыков поиска информации в интернете», – пишет Наталья Чернышова. Она подчеркивает, что, несмотря на ФГОСы, в самом содержании образования по-прежнему нет элементов, которые развивают эти самые умения.
Исследование показало, что опрошенные учителя довольно консервативно относятся к стратегиям учения: часть педагогов не знает, как их развивать, часть не видит в этом смысла. Как правило, в школах развивают так называемые когнитивные стратегии учения (например, повторение учебного материала), не касаясь более сложных. «Многие педагоги подчеркивали, что долгосрочное целеполагание и развитие иных стратегических навыков для сегодняшних 8-10-классников не очень характерно», – но исследование ответов самих школьников дает другую картину. «Вопреки мнению учителей, большинство школьников (почти 60%) могли четко сформулировать, какими стратегиями они пользуются в процессе учебной деятельности... Важную роль для них играют целеполагание (планирование, постановка цели, задач) и временные стратегии (график, перерывы). При этом совсем немногие школьники знакомы со стратегиями ожидания, а вот аффективные стратегии (управление эмоциями) вообще остаются без внимания». Подростки опираются в этом на личный опыт или на интуицию – школа здесь совсем не помогает.
Предложенная Натальей Чернышовой методика поможет учителю использовать такие не «школьные» техники, как закон Парето (в самом общем виде его формулируют как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата»), таксономию Блума, применение таблицы потерь рабочего времени и многое другое. Они помогут по-новому выстроить учебный процесс, сформировать стратегии учения для школьников, развивать саморегуляцию. Помимо методических рекомендаций, Наталья Чернышова разработала авторский опросник «Стратегии учения школьников», с помощью которого педагог может определить, какие стратегии интуитивно применяют его ученики и в чем им можно помочь.
Чернышова Наталья Алексеевна
Лаборатория проектирования содержания образования: Аналитик