Дистант больнее бьет по мамам младшеклассников – в Инобре изучили родительское выгорание на удаленке и предложили, как с ним бороться
Эксперты провели два масштабных опроса родителей детей после периодов учебы на дому из-за пандемии коронавируса. Они изучили, как родителям пришлось подстраиваться под новый график, какие задачи приходилось решать, чтобы помогать детям в учебе, а также измерили психологическое состояние респондентов – для этого была использована специальная шкала родительского выгорания.
Исследование показало, что больше всего помощи со стороны родителей требовалось младшеклассникам, ученикам с низкой успеваемостью и тем детям, у кого из-за перехода на дистант снизилась мотивация к учебе. Что касается психологического состояния, то общий уровень эмоционального истощения где-то на границе низкого и среднего. Выше он у родителей младших школьников: у трети из них зафиксирован высокий уровень. Интересно, что показатель эмоционального истощения оказался выше у неработающих родителей, также здесь обнаружена обратная связь с уровнем благосостояния семьи. Каждый пятый опрошенный демонстрировал, как минимум, слабые симптомы депрессии.
«В случае необходимости переводить на дистанционную учебу отдельные классы или школы целиком нужно повышенное внимание и дополнительная адресная помощь со стороны школ родителям некоторых групп детей и самим детям: младшеклассникам, детям с низкой успеваемостью и учебной мотивацией. Отсутствие подобных мер может привести к усилению образовательного неравенства», – предупреждают авторы исследования.
Среди рекомендаций – создание ресурсов, облегчающих родительское участие в учебе, в том числе наглядные методические материалы, навигаторы по онлайну. Будут полезны мониторинги психологического благополучия, ресурсы самопомощи. Есть вопросы и к содержанию школьной программы, раз даже ученикам средней и старшей школы требуется такой уровень родительского участия: «Возможно, детям неинтересны домашние задания, а в учебном плане уделяется недостаточно внимания развитию навыков самостоятельного планирования, цифровых навыков, формирования нужных для учебы привычек».
Доклад подготовлен Елизаветой Сивак (научная редакция), Оксаной Михайловой, Ксенией Павленко, Марией Добряковой и Еленой Новиковой. Прочитать его можно здесь.