• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Теория подталкивания» поможет победить неравенство? – в Инобре предложили, как сгладить разницу отношения богатых и бедных к образованию


Слово «таргетинг» знакомо не всем, но сталкивался с ним практически каждый – эту технологию давно и успешно используют в индустрии рекламы. Смартфон или компьютер показывает именно те товары и услуги, которые могут «зайти» именно вам – чтобы настроить это, используют десятки метрик, от места жительства до истории запросов в гугле. О таргетинге упоминают Юлия Керша и Роман Звягинцев (Центр общего и дополнительного образования) в докладе «Субъективное восприятие образовательного неравенства школьников». Они делают вывод, что неравенство шансов в образовании настолько укоренилось в восприятии богатых и бедных семей, что изменить это можно только нестандартными подходами типа таргетинга. То есть, показывать больше возможных вариантов образовательных траекторий тем социальным группам, которые в этом нуждаются.

«Теория подталкивания» поможет победить неравенство? – в Инобре предложили, как сгладить разницу отношения богатых и бедных к образованию

О неравенстве в образовании многое известно давно, но субъективное восприятие этой проблемы самими семьями еще почти не исследовалось. В рамках исследования было опрошено больше 9 тысяч родителей из всех федеральных округов. Исследователей интересовало, как они оценивают положение своих и чужих детей на «лестнице» качества образования.

Оказалось, что родители с высоким уровнем дохода гораздо чаще считают, что их ребенок успешен в учебе (51% против 38% в группе семей с низким уровнем дохода). Это соответствует уже известным ученым наблюдениям, что люди с высоким социально-экономическим статусом в принципе оценивают себя выше. Также условно-богатые более оптимистично смотрят на равенство шансов в системе образования и на то, что качество образования связано с дальнейшим успехом в жизни.

«У родителей с разным социально-экономическим статусом – разные представления об образовательных и жизненных траекториях их детей и успешности в жизни. Для родителей с высоким уровнем дохода более важны вопросы образовательной траектории (32% против 24%) и карьеры (32% против 24%), а для родителей с низким – социальные стороны жизни: друзья (35% против 29%), свадьба, семейное благополучие (28% против 21%). Это перекликается с тем, что дети из семей с низким доходом получают в среднем меньше семейной поддержки в ситуациях, когда выбирают академический трек», – отмечают исследователи.

Разное мировоззрение семей, о котором говорится в докладе, создает эффект воспроизводства неравенства – когда одни почти гарантированно попадут в вуз, потому что так принято в их семьях, а другие и не подумают о высшем образовании, даже если есть все шансы поступить. Как раз здесь возможны нестандартные меры: «Например, вместо практик позитивной дискриминации с квотами в высшем образовании, которые были распространены в СССР, государство могло бы использовать существующие практики таргетированной рекламы в социальных сетях, чтобы скорректировать неравные доли выходцев из разных социальных групп в том же высшем образовании. Пока достаточно сложно представить себе последствия таких мер, но в обществе, где смартфон есть практически у всех, направление представляется перспективным».

Доклад Юлии Керша и Романа Звягинцева издан в серии «Мониторинг экономики образования», прочитать его можно здесь.