• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Я делала те же ошибки, что и любой родитель» – поздравляем Катерину Поливанову с присвоением статуса Ординарного профессора НИУ ВШЭ

Катерина Поливанова – выдающийся ученый. Об этом знают все ее коллеги и ученики, но теперь этот статус закреплен официально: решением Ученого совета Вышки ей присвоен статус ординарного профессора ВШЭ. Этим званием отмечают «выдающихся ученых и преподавателей, имеющих особые заслуги перед университетом».

«Я делала те же ошибки, что и любой родитель» – поздравляем Катерину Поливанову с присвоением статуса Ординарного профессора НИУ ВШЭ

Среди этих заслуг – создание Центра исследований современного детства в Инобре, научным руководителем которого Катерина Николаевна является, и – больше того – включение детства в широкую исследовательскую повестку, не только в педагогике и психологии. В это сложно поверить, но еще вчера этой проблематикой практически никто не занимался. Катерина Поливанова всегда задавала новую повестку – и когда была ученицей Эльконина и Давыдова, и когда одной из первых обратилась к анализу кризисов возрастного развития.

Поздравляем коллегу и публикуем отрывок из ее интервью, полную версию которого выпустим в ближайшее время.

— Сейчас очень модно говорить, как правильно воспитывать, развивать... Вы занимаетесь этой темой всю жизнь – а вам удалось применить эти знания к своим детям?

— Конечно, нет! Я делала те же ошибки, что и любой родитель. Только довольно быстро понимала, что это были ошибки. Например, когда мои дети были маленькими, самым популярным автором был Спок (если помните, он в конце карьеры извинялся за «неправильные» советы). В его книгах было написано: не надо самой укладывать ребенка спать, а положить в кроватку и уйти, уши затыкаешь и терпишь. Ребенок день поорал, второй поорал, на пятый заснул. Я так и делала. Сегодня моя средняя дочь (она психолог) кирпичом в меня готова запустить, если про это вспоминает. Но я быстро увидела, что все мои дети разные, а в таком случае одинаковые советы – это нонсенс. Родительская компетентность – это не выучить готовые советы, а найти баланс между своими интересами и интересами конкретного ребенка. К каждому человеку надо приспосабливаться, другой – это другой, даже если он новорожденный. Ты не знаешь заранее, хорошо ли он будет спать, хорошо ли он будет есть. Надо чувствовать его ответ, а не тупо делать, как Спок сказал, или не Спок. 

— Тогда в чем смысл всех этих книг, лекций, если надо действовать интуитивно?

— Чем больше книжек вы прочли, тем более насыщенными будут ваши отношения с ребенком. И в этом смысле есть смысл знать и Спока, и какого-нибудь Ньюфелда, который пишет про «альфа-родителей». Часто можно услышать вопрос, какую книгу по развитию лучше прочитать. На мой взгляд, здесь есть опасность горя от ума.  Поэтому, если у меня не спрашивают советов, я стараюсь их не давать.

— А какая стратегия правильная, что о развитии должен знать ответственный родитель?

— Сейчас психологию развития критикуют за то, что она задала слишком жесткие требования. В год ребенок должен пойти, в полтора (сейчас считают, что позже) – заговорить... На это действительно не стоит слишком сильно ориентироваться. Воспитывать надо так, чтобы и родители, и дети получали от этого удовольствие.

Подробнее о Центре исследований современного детства

Подробнее о последнем в этом году заседании Ученого совета НИУ ВШЭ, на котором были присвоены звания заслуженных и ординарных профессоров