• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Шесть причин (не)честности в вузе – Оксана Дремова показала, что единым подходом академическое мошенничество не победить

Похоже, академическое мошенничество – одна из вечных проблем высшего образования. Студенты списывают, присваивают чужие работы или пользуются шпаргалками на экзаменах, и чаще всего не видят в этом ничего зазорного. И в России, и в Европе, и в США этому подвержены больше половины студентов. И хотя доказано, что это вредит не только качеству образования, но и, косвенно, экономике («старые привычки» выпускники не забывают и на рабочем месте), каких-либо эффективных способов борьбы с ними не придумано. В последние годы много говорят об этических кодексах вузов, но, как показывают исследования, практической пользы от них не очень много. Оксана Дремова, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования, разработала новый теоретико-методологический подход для изучения академического мошенничества среди студентов в вузах, который может оказаться более эффективным. Это стало темой ее кандидатской диссертации, защищенной в совете по образованию Высшей школы экономики.

Шесть причин (не)честности в вузе – Оксана Дремова показала, что единым подходом академическое мошенничество не победить

Почему толком не работают ни «кнут», ни «пряник»? Потому что вовсе не обязательно студенты считают академическое мошенничество чем-то плохим. Оксана Дремова предложила использовать теорию критической способности Болтански-Тевено. Шесть «режимов», выделенных согласно этой теории, описывают шесть комплексов причин, по которым студенты списывают или не списывают в университете. «Режим вдохновения» связан с комфортом (списывать или не списывать удобнее). «Домашний режим» – с тем, что так было принято в школе и в семье. Для «режима славы» важно мнение и оценка других людей, поэтому студенты оценивают академическое мошенничество через призму репутационных рисков. «Гражданский режим» играет роль, когда студенты прибегают или не прибегают к мошенничеству (как им кажется) ради блага всей группы.«Рыночный режим» построен на чувстве конкуренции и желании получить преимущество перед другими. Наконец, «индустриальный режим» в данном случае связан с профессиональными планами студента работать или нет по специальности. 

Оксана Дремова проанализировала этические кодексы вузов, карательные меры, которые они применяют для борьбы с мошенничеством, отношение студентов к мошенничеству на основе их интервью и апробировала опросник по оценке распространенности выделенных среди студентов «режимов». Выводы, полученные в рамках исследования, можно использовать для доработки документов вузов, а главное – автор диссертации предложила инструмент, с помощью которого можно измерять какой режим преобладает в тех или иных студенческих коллективах, и настраивать под это меры по борьбе с нечестностью. Шесть типов возможных мер, идею которых предлагает автор диссертации, зависят от преобладающих режимов – например, в группе, где более значим «режим славы», для студентов может играть роль распространение информации о нечестных действиях, которое может ударить по репутации.  

Поздравляем Оксану Дремову с успешной защитой, ознакомиться с диссертацией можно здесь.