• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Новый хаос» нуждается в карте – экосистема образования изменилась: в Инобре ее опишут и составят прогнозы

Библейскую фразу «Дух дышит, где хочет» сегодня вполне можно отнести к образованию. Оно вышло за пределы школ и вузов и развивается, где и как хочет – от корпораций до городских пространств, а главное, развивается по-новому. Платформы обеспечили этой сфере ту самую «уберизацию», а пандемия ускорила этот процесс. В итоге о реальном ландшафте нового образования мы знаем сегодня очень мало. Команда Лаборатории инноваций в образовании запускает масштабный проект по созданию правил картографии этого нового ландшафта и прогнозов того, как он будет меняться дальше. Грантовую поддержку оказал Российский научный фонд.

«Новый хаос» нуждается в карте – экосистема образования изменилась: в Инобре ее опишут и составят прогнозы

«Благодаря «революции платформ» в системе образования происходит резкая акселерация, растет разнообразие акторов, институтов, форматов педагогического дизайна и образовательных продуктов. Во всех сферах мы видим радикальное упрощение коммуникации между поставщиками контента, услуги и потребителями: блогеры меняют журналистику, SMM – маркетинг, форматы Airbnb и Uber изменили наши представления о том, как работают гостиницы и такси. С образованием происходит нечто подобное. Его меняют мейкерспейсы, фаблабы, акселераторы, образовательные ресурсы кейс-сообществ, бизнес-школы, краудфандинговые и краудсорсинговые платформы. Новые акторы приносят новые бизнес-модели и инновации, в том числе, в традиционный сегмент образования. Мы видим в этом не хаос, но жизнь и развитие – образовательную экосистему», – говорит Диана Королева, заведующая лабораторией инноваций в образовании.

Сегодня отсутствует описание нового образовательного ландшафта, есть дефицит описания процессов взаимодействия традиционных (школа, университет, ДПО) и новых акторов (EdTech, неформальное образование) как участников общей экосистемы. При этом, видя, как развивается этот сектор, можно делать прогнозы развития образования.  Всем этим займутся сотрудники лаборатории Инобра: им предстоит разработать модель описания складывающейся образовательной системы, объяснения ее закономерностей и процессов. А затем нужно будет создать механизмы, которые помогут использовать новые практики (то, что в лаборатории называют «низовыми инновациями») на благо всей системы образования. В том числе – «традиционной» ее части. Также среди целей проекта заявлено создание системы мониторинга экосистемы, правил картографирования, в том числе ментальных, прогнозов и пакетов рекомендаций по управлению «хаосом». 

Подробнее о Лаборатории инноваций в образовании