• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Школе нужен учебник самостоятельности – и Инобр его сделает при поддержке Российского научного фонда

«Мы в их возрасте сами ходили в школу, бегали по дворам с ключом на шее, приходили домой, сами делали уроки и варили суп. А теперь?» Обычные рассуждения в наше время. Да, конечно, «раньше трава была зеленее», но, действительно, представления о самостоятельности, свободе и безопасности детей абсолютно изменились за последние 20-30 лет. Особенно в городе: здесь уже не встретишь ребенка, который один идет в школу и вообще организует свое время и сам что-то решает. О том, что несамостоятельность сегодняшних детей – серьезная проблема для образования, говорят мало. Помочь в ее решении намерены в Центре исследований современного детства Инобра – на это его коллектив получил грант Российского научного фонда.

Школе нужен учебник самостоятельности – и Инобр его сделает при поддержке Российского научного фонда

«Сегодня мы наблюдаем заметный рост родительского контроля (в том числе за счет новых технологий), сужение ареала доступных ребенку самостоятельных действий вне школы. Гиперопека детей стала элементом выполнения роли «хороших родителей», Как следствие, школа сталкивается с менее самостоятельными и в большей степени контролируемыми родителями детьми», – поясняет Катерина Поливанова, руководитель центра.

И здесь возникает парадокс: система образования требует все больше самостоятельности (как ее ни назови – агентности, автономии, навыков самоорганизации и т.д.). ФГОСы требуют развивать навыки ставить цели и достигать их, школьнику нужно умение учиться, а пандемия показала, как падают без этого образовательные результаты. При этом школа сосредоточена на академических достижениях, вопросы развития самостоятельности считаются чем-то из области бытовых ситуаций. Представления о том, что и когда ребенок должен делать сам, устарели на несколько десятилетий и не соответствуют реальности. В арсенале школы нет ни практик, ни методик из этой области, ни даже четких представлений о самостоятельности.

Проект Инобра призван помочь школе отчасти решить эту проблему. Специалисты разработают концепцию развития учебной и бытовой самостоятельности, предложат эмпирическую модель, опишут родительские и учительские практики развития детской самостоятельности. Для этого будут проведены интервью со школьниками, родителями и учителями, созданы фокус-группы, чтобы найти «точки роста» педагогических практик. Также запланированы массовые опросы, анализ научной литературы, СМИ и блогов. Помимо статей, результатом проекта станет пособие для учителя по поддержке самостоятельности школьников.

Авторами проекта стали специалисты, которые давно занимаются разными аспектами исследования детства и подросткового возраста. Профессор Катерина Поливанова – известный специалист в области психологии детского развития, автор оригинальной концепции критических возрастов как внутренне необходимого явления, исследователь проектной деятельности подростков, вопросов трансформации современного родительства и детства. Александра Бочавер занимается психологией подросткового возраста – в частности, изучает траектории жизненного пути подростка и школьный буллинг. Ксения Павленко занимается изучением социологических аспектов современного детства и взросления – рассматривает стратегии семей по конструированию образовательного пространства своих детей, аспекты неравенства в образовании, взаимосвязь между образованием и стилем жизни. Кристина Любицкая занимается родительской вовлеченностью в образование детей, а также исследует взаимодействия между семьей и школой для профилактики и коррекции низких образовательных результатов. В реализации проекта участвуют стажеры-исследователи центра, аспиранты и магистры НИУ ВШЭ.

Подробнее о Центре исследований современного детства и его проектах