• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

От столовой до личных шкафчиков: школу «просветили» насквозь – о чем пишут в новом номере «Вопросов образования»

Исследовать школу можно по-разному, начиная даже… со столовой. Именно такой статьей открывается второй номер журнала «Вопросы образования». Впрочем, дальше авторы номера погружаются в самые разные аспекты работы учителя, жизни ученика, и, несмотря на то, что проблемам общего образования посвящена большая часть публикаций, выходят за пределы школы. Так, в номере есть статьи, посвященные работе вузов в больших и малых городах, картине мира и статусу университетских преподавателей, а также многому другому.

От столовой до личных шкафчиков: школу «просветили» насквозь – о чем пишут в новом номере «Вопросов образования»

Какой должна быть школа – пожалуй, один из ключевых вопросов журнала. В статье Филиппа Казина (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге) и Наталии Лукьяновой (Комитет финансов Санкт-Петербурга) слово дается старшеклассникам: авторы анализируют их взгляд на то, что такое современная школа и какой она может быть. В публикации отмечено, что разные аспекты «мягких навыков» (умение жить во взрослом мире, общаться, развиваться) для старшеклассников становятся важнее, чем предметные навыки и готовность выйти на рынок труда. Среди ключевых понятий, звучащих в ответах школьников, появляются «комфорт», «отдых», «здоровье». На эту публикацию стоит обратить внимание тем, кто организует школьное образование – подростки рассказывают, что хотели бы видеть, чтобы школа не была «устаревшим пространством”: условия для комфорта, развития практических навыков, ИТ-технологии, среду для творчества и многое другое. Кстати, не хватает подросткам и личного пространства – хотя бы шкафчиков.

К работе школьных столовых обращается группа авторов из разных вузов – в частности, к проблеме отравлений и следующих за ними проверок Роспотребнадзора. Авторы сопоставляют алгоритмы организаций проверок без ЧП и после ЧП и приходят к выводу, что риск-ориентированный подход к проверкам в образовательных учреждениях не вполне работает.

Поддержка разных групп школьников – в центре внимания в нескольких статьях. Так, Екатерина Бушина и Азхария Каримова (Центр социокультурных исследований ВШЭ) обращаются к проблемам детей из этнических меньшинств в российских школах – изучают связь аккультурации и буллинга. Группа авторов из Тюменского государственного университета (Людмила Волосникова и другие) делится наблюдениями за учителем в инклюзивном классе – им интересна взаимосвязь отношения к инклюзии с удовлетворенностью работой. Есть и экскурс в историю школы – в статье Юрия Зарецкого (факультет гуманитарных наук ВШЭ) о первых русских печатных учебниках.

Объектом исследования нескольких статей стал вузовских преподаватель. Так, ученые Тюменского и Томского государственных университетов Галина Ефимова, Михаил Грибовский и Александр Сорокин сопоставляют социальный престиж научно-педагогического работника в России и Европе. Мария Максимова, Ольга Фролова и Татьяна Чекалина из Финуниверситета при Правительстве России анализируют нейромифы и их распространенность среди вузовских преподавателей. Совместное исследование Лаборатрии «Развитие университетов» Инобра (Нияз Габдрахманов, Олег Лешуков) и вышкинского Института демографии (Лилия Карачурина, Никита Мкртчан) посвящено оптимизации сети вузов в разных по размеру городах и связанной с этим образовательной миграции – об этом исследовании мы подробнее расскажем отдельно.

Весь номер можно прочитать здесь

Редакция «Вопросов образования» приглашает ученых присоединиться к нескольким тематическим проектам. Те, кто формирует собственные базы данных в области образования, смогут рассказать о них на страницах журнала. А до 15 сентября мы приглашаем авторов в тематический номер «Влияние образования на развитие самостоятельности человека».