• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Семьи готовы платить за знание языков – все остальные предметы допобразования более или менее доступны бесплатно

Иностранные языки – единственный предмет в секторе дополнительного образования, где доля платных услуг превышает бесплатную даже в школе. И это при том, что занятия за плату в целом представляют собой незначительную часть школьного допобразования. Вне школы, где всё гораздо чаще за деньги, иностранные языки также лидируют по доле платных занятий – там она вообще зашкаливает за 90%. Это одно из наблюдений, сделанных исследователями Центра общего и дополнительного образования имени Пинского Сергеем Косарецким, Михаилом Гошиным и Иваном Ивановым в рамках мониторинга экономики образования. Они опубликовали доклад «Участие школьников в дополнительном образовании», в котором проанализировали вовлеченность, барьеры, влияние самых разных факторов – от доходов семьи до пола и возраста детей – на то, какие секции и кружки выбирают школьники.

Семьи готовы платить за знание языков – все остальные предметы допобразования более или менее доступны бесплатно

В целом охват дополнительным образованием растет – с 70% до 80% за последние пять лет, что соответствует приоритетам государственной политики, объявленным еще в 2012 году. В среднем школьники уделяют этим занятиям по 10 часов в неделю, этот показатель не изменился, но приоритеты за последние годы немного сместились – дети и подростки стали больше времени уделять предметам, не связанным со школьной программой. В качестве барьеров дополнительного образования традиционно рассматриваются низкий доход и образовательный уровень семьи и жизнь в маленьких населенных пунктах. Также значимым барьером названо то, что многие не удовлетворены качеством дополнительного образования в своей школе. «Плата за занятия не входит в число основных факторов, препятствующих или ограничивающих участие детей в дополнительном образовании. Однако для малообеспеченных семей она выступает заметным барьером: каждая десятая семья не может позволить посещение дополнительных занятий в школе из-за отсутствия бесплатных занятий по желаемым направлениям», – сказано в докладе.

Так, доля детей, которые не посещают никаких дополнительных занятий, в малообеспеченных семьях вдвое выше, чем в обеспеченных. Опросы в семьях с разным доходом показывают совершенно разную картину. В богатых семьях треть детей ходит в кружки и секции и вне школы, и вне ее. 43% посещают занятия только вне школы, где выбор больше, 11% ходят в школьные кружки, 14,6% не посещают ничего. В бедных семьях в кружки и в школе, и вне школы ходят только 18%, в школьные – 18,5%, вне школы – 29%, никакие занятия не посещают больше трети детей.

Школьное допобразование более доступно в финансовом плане: как уже упоминалось, платные занятия преобладают только для иностранных языков (их доля 58,6%). Для занятий в области искусства, техники и спорта платная доля колеблется на уровне 15-20%, как и для дополнительных занятий по школьным предметам, подготовке к ЕГЭ и т.д. В допобразовании вне школы платная часть преобладает, помимо иностранных языков, в подготовке по школьным предметам (72,4%), искусству (56,6%), технике (55,7%), спорту (53,6%). И в обоих секторах по бесплатному предложению лидируют военно-патриотическое направление и общественная деятельность, включая волонтерство.

Доклад «Участие школьников в дополнительном образовании» выпущен в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка, его можно прочитать здесь