• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Ни шагу без взрослых? – психологи и педагоги о том, как теперь понимать детскую самостоятельность


Что говорили классики о том, как рождается самостоятельность ребенка? Выготский, например, писал, что «овладение собственным поведением» происходит в игре. Но повседневность полностью изменилась за последние десятилетия – в том числе и пространство, и игры, и бытовые ситуации, в которых ребенок может действовать сам. Как и представление о безопасности (разве сейчас можно подумать, чтобы дошкольник  вообще вышел один из квартиры?), о нормах общения (кто мог представить себе социальные сети еще лет 20 назад?) и о многом другом. Что такое самостоятельность и как ее развивать – вопросы, на которые сейчас надо искать новые ответы, не опираясь на классику всецело. Этому поиску посвящен тематический номер журнала «Психологическая наука и образование», который составили ученые Центра исследований современного детства Катерина Поливанова и Александра Бочавер.

Ни шагу без взрослых? – психологи и педагоги о том, как теперь понимать детскую самостоятельность

Во вступительном слове составители пишут о парадоксе сегодняшнего дня: «Вокруг темы детской самостоятельности возникает сильный эмоциональный накал. Обыватель легко приводит примеры отсутствия навыков самообслуживания (чрезмерное ожидание помощи) и дефицитов саморегуляции (импульсивность, гневливость), безынициативности и безответственности, бесцельности и нежелания взрослеть у окружающих — как детей и подростков, так и молодежи. И в то же время охотно присоединяется к тренду на усиление родительского контроля, устанавливая видеокамеры и приложения, приобретая «смарт-часы» и разными способами сужая пространство свободного действия ребенка, где можно было бы тренировать разнообразные навыки, связанные с самостоятельностью».

В номере десять статей, в которых тема самостоятельности исследуется с разных сторон, в разных контекстах и для разного возраста – от дошкольного до того, когда порог совершеннолетия уже пройден. Составители пишут, что, скорее, побуждают этим выпуском к постановке исследовательских вопросов и к дискуссии и рефлексии.

Как авторы Катерина Поливанова и Александра Бочавер обратились в статье к вопросу, возможна ли самостоятельность в современной школе. Эту же тему – потенциал школы для развития автономии – исследует Анастасия Русакова (выпускница магистратуры «Управление образованием»). Оксана Островерх (Сибирский федеральный университет) пишет о том, какую роль в этом играет само образовательное пространство, а аспирант Инобра Полина Гавриленко исследует с этой точки зрения представления и практики школьных учителей.

Также авторы номера обращаются к вопросам развития самостоятельности в раннем возрасте, к измерению «чувства авторства собственной жизни» с помощью опросника, к роли интернет-контента, привязанности к родителям и сверстникам, соотношениям агрессии и агентности и многому другому. Закрывает номер статья Виктории Манукян (СПбГУ), посвященная самостоятельности в 18-27 лет – сепарации от родителей, субъективной взрослости и психологическому благополучию.

Прочитать тематический выпуск «Развитие детской самостоятельности» можно здесь

Подробнее о Центре исследований современного детства