«Накачивать» знаниями перед школой – не главное – в Инобре изучили, как взрослые помогают детям при переходе из садика в первый класс
Термин «переход» всё чаще можно встретить в педагогической литературе, он отражает не только состояние ребенка, но и всю совокупность усилий семьи, детского сада и школы. Часто адаптация проходит довольно травматично и может привести к трудностям в первом классе. Исследование показало, что в подавляющем большинстве случаев (77%) подготовка к школе ведется силами педагогов детского сада. Лишь в 10% в этом участвуют школьные учителя, хотя такой формат мог бы подготовить детей к переходу более адекватно. «Таким образом, крайне редко обеспечивается расширение социальных контактов ребенка, он не имеет возможности освоить новые отношения и способы коммуникации, – констатирует Анастасия Нисская. – Вместе с тем систематическое и частое привлечение педагогов начальной школы к проведению занятий в детских садах сокращает время, отведенное на свободную игру и творчество детей». Здесь важно найти баланс между ранним погружением в мир школы и сменой игровой активности на имитацию уроков – в резкой форме она может помешать гармоничному развитию детей.
Подготовка к школе в садике обычно представляет собой занятия (чаще всего бесплатные) по развитию мышления, памяти, речи, готовности к овладению грамотой, обучение счету, совершенствование мелкой моторики. Это примерно соответствует запросу родителей, более того, опросы показывают, что семьи хотели бы, чтобы этому в садике уделялось еще больше внимания. Это свидетельствует о том, что взаимодействие семьи и образовательной организации не всегда обеспечивает родителей достаточной информацией.
Но главное – как правило, «предметная» подготовка затмевает психологическую. Выпускники детсада больше нуждаются в том, чтобы у них развивали навыки общения со сверстниками и взрослыми, работы в коллективе. То, что такие занятия встречаются гораздо реже, чем традиционное обучение чтению, счету, письму, «представляется рискованным в контексте данных о значимости социального развития для благополучного вхождения в школьную среду. Дети, не имевшие достаточного опыта коммуникации, могут столкнуться с неприятием со стороны одноклассников, что приведет к снижению самооценки и т. п.», – сказано в докладе.
Рекомендации доклада адресованы, в основном, детским садам. Предлагается определять куратора, который организует обмен информацией между дошкольной организацией и родителями, будет рассказывать о доступных педагогических сервисах, устраивать встречи (в том числе с учителями школы), поможет родителям большое узнать о программах и первого класса, и детского сада.
Доклад издан в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, прочитать его можно здесь