«Внешколка» вне законов – каждая страна из бывшего СССР развивает эту сферу по-своему, но для всех она – «белое пятно»
Международное право тоже почти ничего не говорит о «внешколке». В основном оно сосредоточено на базовых гарантиях того, что государства должны дать своим гражданам через школу. «Ведущие международные организации, задействованные в выработке международной образовательной политики, уделяют внешкольному образованию меньше внимания, чем основным образовательным программам. В связи с этим у государств отсутствует в явном виде международный ориентир, которого можно придерживаться при разработке собственной политики», – отмечают авторы исследования. Под международными организациями имеются в виду ООН, ЮНЕСКО, ОЭСР, Всемирный банк и другие.
Исследователи сравнили законодательство всех постсоветских стран, как с точки зрения образования, так и более широких гарантий ребенку. Оказалось, что везде свои представления о том, что должно быть обеспечено детям (наименьший перечень гарантий в Узбекистане, наибольший – в Туркменистане), но почти нигде это не связано с какими-либо конкретными обязательствами или параметрами внешкольного образования. «Внешкольное образование не обеспечивается строгой государственной гарантией в законодательстве постсоветских стран. Оно рассматривается как общественное благо, как инструмент реализации и поддержки прав ребенка», – сказано в исследовании. Стратегии развития этого сектора у всех тоже разные. У некоторых, включая Россию – максимально увеличивать охват детей дополнительными занятиями (соответственно, стоит задача расширять и сеть учреждений). Другие сосредоточены на сохранении той инфраструктуры, которая есть, третьим важно подтягивать качество программ, в том числе через инструменты оценки. Где-то на первый план ставят профориентационную функцию «внешколки», где-то за ее счет хотят расширять возможности выбора для семей, где-то – развивать новые компетентности…