• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Внешколка» вне законов – каждая страна из бывшего СССР развивает эту сферу по-своему, но для всех она – «белое пятно»

Принято считать, что образование сильно зарегулировано. Любой учитель или управленец подтвердит: шагу не ступить без отчетов, нормативов, стандартов и законов. Но, оказывается, есть зоны полной свободы и даже не очень четкого представления о целях и задачах. В Центре общего и дополнительного образования имени Пинского Инобра совместно с Лабораторией образовательного права провели исследование законодательства о внешкольном образовании в постсоветских странах. Выяснилось, что бывшие советские республики похожи на лебедя, рака и щуку в представлении о том, как и зачем развивать внешкольный сектор, и почти у всех это «белое пятно» в законодательстве об образовании.

«Внешколка» вне законов – каждая страна из бывшего СССР развивает эту сферу по-своему, но для всех она – «белое пятно»

Международное право тоже почти ничего не говорит о «внешколке». В основном оно сосредоточено на базовых гарантиях того, что государства должны дать своим гражданам через школу. «Ведущие международные организации, задействованные в выработке международной образовательной политики, уделяют внешкольному образованию меньше внимания, чем основным образовательным программам. В связи с этим у государств отсутствует в явном виде международный ориентир, которого можно придерживаться при разработке собственной политики», – отмечают авторы исследования. Под международными организациями имеются в виду ООН, ЮНЕСКО, ОЭСР, Всемирный банк и другие. 

Исследователи сравнили законодательство всех постсоветских стран, как с точки зрения образования, так и более широких гарантий ребенку. Оказалось, что везде свои представления о том, что должно быть обеспечено детям (наименьший перечень гарантий в Узбекистане, наибольший – в Туркменистане), но почти нигде это не связано с какими-либо конкретными обязательствами или параметрами внешкольного образования. «Внешкольное образование не обеспечивается строгой государственной гарантией в законодательстве постсоветских стран. Оно рассматривается как общественное благо, как инструмент реализации и поддержки прав ребенка», – сказано в исследовании. Стратегии развития этого сектора у всех тоже разные. У некоторых, включая Россию – максимально увеличивать охват детей дополнительными занятиями (соответственно, стоит задача расширять и сеть учреждений). Другие сосредоточены на сохранении той инфраструктуры, которая есть, третьим важно подтягивать качество программ, в том числе через инструменты оценки. Где-то на первый план ставят профориентационную функцию «внешколки», где-то за ее счет хотят расширять возможности выбора для семей, где-то – развивать новые компетентности…

Это первая подобная экспертиза юридической основы и стратегий внешкольного образования в странах бывшего СССР. Книга издана под редакцией Ивана Иванова и Сергея Косарецкого в серии «Постсоветское внешкольное образование», это уже третий выпуск (первые посвящены вопросам подготовки кадров для отрасли и влиянию пандемии). Серия, которую в Центре имени Пинского готовят вместе с коллегами из постсоветских стран, позволяет увидеть многообразие вариантов развития «внешколки” за 30 лет и, в перспективе, выбирать интересные решения, пути, кейсы. Выпуск «Регулирование внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза» можно прочитать здесь.