• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

На учёт ставят не тех подростков? – измерение уровня агрессии в школах привело к неожиданным выводам

Бывает, что ученые почти уверены в какой-то «общепринятой» гипотезе, а эксперимент или измерения ее не подтверждают. А бывает, что в процессе рождаются какие-то и вовсе неожиданные выводы. Оба таких «поворота сюжета» произошли с исследованием, которое провели в рамках проекта Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Кирилл Хломов, Мария Фоменко, Елена Селиванова, Алексей Шемшурин и директор Центра исследований современного детства Инобра Александра Бочавер. Они обнаружили, что агрессивное поведение подростков не связано с автономией, то есть с поиском свободы от опеки взрослых. А на внутришкольном учете состоят люди, еще меньше склонные к агрессии, чем «обычные» подростки. Возможно, система учета настроена таким образом, что в ее орбиту попадает скорее не тот, кто проявляет агрессию, а его жертва.

На учёт ставят не тех подростков? – измерение уровня агрессии в школах привело к неожиданным выводам

© AI

Исследование опубликовано в тематическом номере журнала «Психологическая наука и образование», посвященном новым исследованиям детской самостоятельности – его составили Катерина Поливанова и Александра Бочавер. Больше тысячи подростков из 40 школ разных регионов России заполняли по четыре опросника, с помощью которых измеряется уровень физической и легитимизированной агрессии, проявления “насильственного экстремизма” и собственно автономии. В итоге для исследования были использованы анкеты 499 респондентов. Попутно отдельные измерения вели в равных группах (примерно по 100 человек) тех, кто состоит на внутришкольном учете, и тех, кто не состоит.

Вывод ученых: «Агрессивное поведение подростка почти не связано с тем, насколько высок уровень его или ее автономии в когнитивной, эмоциональной, поведенческой или ценностной сферах». Таким образом опровергается гипотеза, что «рисковое и дезадаптивное поведение становится вариантом приобретения автономии и решения возрастной задачи сепарации в условиях гиперконтроля со стороны родителей, когда их поведение воспринимается подростками как внедряющееся и навязчивое».


С внутришкольным учетом все получилось еще интереснее. Предполагалось, что на него ставят не только тех детей, которые имеют сложности со школьным обучением непосредственно (плохо учатся, прогуливают, не выполняют домашнее задание, нуждаются в дополнительных занятиях и пр.), но и тех, кто совершает правонарушения, жестко конфликтует со сверстниками и учителями, курит, пьет, употребляет наркотики и т.д. За что конкретно были поставлены на учет участники исследования, на какой срок и какая именно с ними ведется работа – неизвестно, школы не предоставляют таких данных.

Выяснилось, что в этой группе уровень агрессии ниже, чем в контрольной. «Разные формы агрессии и убеждения о ее допустимости свойственны скорее детям, не состоящим на ВШУ, — то есть тем, кто не идентифицируется в школе как группа риска по дезадаптивному и асоциальному поведению. Эти результаты поднимают вопрос о функциях внутришкольного учета, с одной стороны, и о нормативности агрессивного поведения в образовательной среде — с другой. На ВШУ попадают скорее не те дети, для которых характерно агрессивное и асоциальное поведение, а те, кто уязвим к его проявлениям, возможно, подвергается виктимизации со стороны сверстников. Это может указывать на высокий уровень нормализации агрессии в образовательном пространстве», – говорится в статье. Иным словами, агрессия в школе может считаться нормой, а активное ее неприятие и противодействие ей – ненормальным поведением, в результате которого подростка ставят на учет. Эта проблема требует дальнейшего изучения.

Прочитать статью «Агрессия и автономия в подростковом возрасте» можно здесь