• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Научите меня жить – в Инобре описали эволюцию образовательных платформ – от обучения профессиям к развитию личности

Звездный час онлайн-платформ мы все хорошо помним: когда начался ковид, их аудитория возросла многократно. Менялся и топовый контент, и характеристики курсов. Менялся и сам спрос граждан на образовательные онлайн-программы. Как именно – исследовали научные сотрудники Лаборатории непрерывного образования взрослых Инобра Илья Коршунов и Наталия Ширкова. Они опубликовали статью о том, как выглядела эволюция популярных платформ обучения взрослых под воздействием пандемии и социального дистанцирования.

Научите меня жить – в Инобре описали эволюцию образовательных платформ – от обучения профессиям к развитию личности

В поле зрения оказались такие платформы онлайн-обучения, как Coursera, TimePad, Edumarket. Выяснилось, что резко возросшая (в среднем в 2,5 раза) аудитория довольно ощутимо диктовала свои вкусы: так, например, традиционные длительные курсы оказались на периферии интереса. Во время пандемии в тренде оказался более динамичный контент. Например, Coursera экспериментировала с масштабными и длительными курсами для студентов во время пандемии, но они «не зашли», или, по крайней мере, были гораздо менее популярны, чем короткие курсы.

Основной прирост слушателей показали надпрофессиональные программы, ориентированные скорее на развитие личности, чем на приобретение какой-либо профессии или отдельных, профессиональных навыков. Это курсы, направленные на развитие стрессоустройчивости, лидерских качеств, продуктивности, развитие своего блога, бизнеса и т.д. Слушателям стали интересны секреты принятия решений и увеличения мотивации, а также развитие отношений в семье и различные хобби. Такие курсы «оказались особо перспективными, потому что способствовали не только повышению эффективности в рамках своей профессии, но и позволяли работникам нарастить новые, актуальные компетенции для возможной смены работы», – говорится в статье.

Также произошло значимое увеличение доли образовательных мероприятий и курсов в IT-сфере (развитие блога / сайта, машинное обучение, программирование), медицине и здравоохранении (обеспечение собственной безопасности в условиях коронавирусной инфекции, профилактика COVID-19 и т.д.), что диктовалось резко изменившимися условиями жизни.

На этом фоне интерес к чисто профессиональным курсам снизился – в первую очередь пострадали программы по менеджменту, маркетингу, аудиту и бухучету (на Coursera), профессиям из сферы услуг (на Timepad). В условиях неопределенности людям стало не так интересно вкладывать все силы в то, чтобы удерживать свое рабочее место, развивая узкоспециализированные навыки.

Ожидается, что запрос на развитие социально-эмоциональных, личностных качеств будет доминировать и дальше – настолько пандемия повлияла на привычный уклад жизни и работы.


Статья «Программы обучения взрослого населения в условиях социального дистанцирования: анализ данных платформ-интеграторов непрерывного образования» опубликована в журнале «Образование и саморазвитие». Прочитать ее можно здесь