• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Втайне от учителя – самостоятельность в школе начинается вне зоны видимости педагогов

Возможна ли самостоятельность в современной школе? Такой вопрос вынесен в название статьи руководителей Центра исследований современного детства Инобра Катерины Поливановой и Александры Бочавер, опубликованной в журнале «Психологическая наука и образование». На простой, как кажется, вопрос нет однозначного ответа: в традиционном виде – нет, школа не место для самостоятельности. Ее «точками роста» оказываются разве что укромные уголки школьного пространства. Однако с переходом на индивидуальные треки, на возможность выбирать, на проектный формат учебы и с ростом популярности кружков и секций – школа наконец-то может стать местом, где детская самостоятельность будет расти вполне «легально».

Втайне от учителя – самостоятельность в школе начинается вне зоны видимости педагогов

© AI

Авторы статьи описывают традиционную школу, к которой мы привыкли, через теорию тотальных институтов американского социолога Эрвина Гоффмана. В таком институте «персонала» (в данном случае учителей) гораздо меньше, чем «постояльцев» (учеников), и персонал видит своей задачей «нести и удерживать норму». А в силу своей малочисленности – опираться на массу правил, которые делают невозможной двустороннюю коммуникацию. Идея тотальных институтов основана на представлении о недееспособности «постояльцев», поэтому о них надо заботиться, даже если они этого не хотят. Так рождается формат большой группы людей, от которых требуют, чтобы они «вместе делали одно и тоже, все фазы их каждодневной деятельности строго расписаны, одно занятие сменяется другим в установленное время». Узнаёте?

Согласно этой теории, каждый «постоялец» выбирает один из двух типов приспособления – полное подчинение правилам или попытки найти в строгой структуре лакуны, где нарушение правил возможно. «Таким образом, если признать, что современная школа имеет черты тотального института, то получается, что пространство самостоятельности ограничено местами, иноприродными школе, это зоны нешколы в школе, например, вне зоны прямой видимости педагогов, в школьных туалетах и т.д.», – отмечают авторы статьи.

«Распаковка» школы, которая началась в последние годы, впервые меняет эти условия и позволяет проявлять детскую самостоятельность вполне легально. Имеется в виду такое изменение программ, которое дает ученику возможность выбирать, проектная деятельность, работа педагогов нового типа – например, тьютора. На «распаковку» работает и рост числа образовательных активностей вне школы, а исследования подтверждают, что этот рост есть – уже до 80% учеников в крупных городах посещают секции и кружки.

«Мы более не ставим знак равенства между понятиями «образование» и «школа». Выход общего образования за пределы школы приводит к появлению новых пространств взаимодействия знающего и незнающего, умелого и неумелого, взрослого и ребенка», – говорится в статье.

Статья опубликована в выпуске журнала «Психологическая наука и образование», целиком посвященном проблеме детской самостоятельности и ее новому осмыслению педагогикой и психологией, тематическими редакторами этого выпуска выступили Катерина Поливанова и Александра Бочавер. Прочитать статью можно здесь