• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Уроки физики и химии стали похожи на «бесконтактное карате» – экспертов волнует снижение показателей по естественным наукам в школе

Сегодня много говорят о технологическом суверенитете страны, однако без специалистов его не построишь – нужны конструкторы, инженеры, технологи. А их среди выпускников школы всё меньше. Нужно менять подход к обучению естественным наукам, потому что нынешний уровень создает «прямую угрозу развитию высшего технологического образования в России» – об этом пишут Исаак Калина, профессор Инобра Елена Чернобай и Мария Коверова. Их статья вышла в свежем номере журнала «Образовательная политика».

Уроки физики и химии стали похожи на «бесконтактное карате» – экспертов волнует снижение показателей по естественным наукам в школе

На какие данные ни посмотри – падение интереса к естественным наукам в школе налицо. Если обратиться к ОГЭ, то по физике и химии экзамен сдают примерно по 12% учеников девятых классов, а оба предмета – 1%. Выбравших эти дисциплины для сдачи ЕГЭ в 11-м классе еще меньше, около 9% по каждой, а оба предмета сочетают 0,1% выпускников. «То есть 90% российских школьников даже не пробуют проверить знания по этим предметам естественно-научной направленности», – отмечают авторы статьи. Международное исследование PISA показывает снижение естественнонаучной грамотности российских школьников.

Причин, по мнению исследователей, несколько. В их числе – недоверие учителей к междисциплинарному подходу, которое фиксируется социологическими исследованиями, а также кризис лабораторного формата работ в школе. Их доля в учебном процессе снижалась последние 30 лет, сначала школа объясняла это отсутствием оборудования, потом – нехваткой лаборантов. «К сожалению, сегодня изучение естественнонаучных предметов в школе все больше напоминает «бесконтактное карате»: за годы обучения школьники практически не касаются ни одного прибора, не проводят опытов, очень редко полноценно участвуют в лабораторных работах и уж тем более в учебных экспериментах. Даже те из ребят, кто неплохо сдает ЕГЭ по этим предметам, выглядят как «безрукие» физики и химики; иначе говоря, руками они «не пощупали те знания», которые освоили теоретически», – говорится в статье.  

Эксперты предлагают несколько решений. Это и шаги по развитию системы внешкольного естественнонаучного образования, причем, важно избежать ее «ошколивания» – когда специалистов, пришедших к детям «извне», заменяют всё те же педагоги, «живущих в своем обособленном учительском мире», далёком от реальной жизни. Также важно развивать междисциплинарный подход в изучении естественных наук. Здесь могут помочь ПОС – профессиональные обучающиеся сообщества: своего рода клубы учителей близких профилей, которые могут быть открыты и для участия старшеклассников.


Прочитать статью «Вклад российской школы в формирование технологического суверенитета страны» можно здесь