Инструмент проверки обещаний – Инобр оценил ведущие онлайн-школы для взрослых с помощью новаторской методики
ТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ НЕ РАБОТАЮТ
Инструмент, созданный Инобром, основан на индикаторах достижения целей обучения, с которыми шли учиться – чаще всего это трудоустройство по новой профессии, хотя и не всегда. Также учитываются, например, изменения дохода. Это нетривиальный подход, к которому обратились после того, как убедились, что традиционные способы оценки качества образования на этом рынке не работают. Например, процент тех, кто дошел до финала программы, не показатель, потому что разные курсы несопоставимы по уровню сложности. Не вполне подходящими по разным причинам оказались и другие метрики – такие, как прирост знаний и навыков, уровень вовлеченности, готовность рекомендовать курсы другим пользователям.
«Сначала мы фиксируем основную цель – зачем человек пришел учиться. Далее возможны семь разных траекторий опроса, в том числе для ситуаций, когда цель изменилась. Про каждую из целей выясняем, была ли она достигнута и когда,, учитывая много нюансов – например, отложенные цели, если человек хотел найти другую работу, но пока не начал ее искать», – объясняет Евгения Шмелева, научный сотрудник Центра социологии высшего образования.
Благодаря сплошному опросу выпускников, использованию разных способов достижения респондентов (по email, sms/ мессенджеры, обзвон), оценке смещений выборки (отличий от генеральной совокупности), процедуре перевзвешивания, результаты анализа имеют высокую степень достоверности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ФЛАГМАНОВ РЫНКА
Исследование Skillbox показало, что 84% нашли работу по специальности, которую изучали на платформе. 85% нашли работу по найму в течение трех месяцев после завершения курсов, причем 55% сделали это еще во время учебы. Зарплата тех, кто нашел работу в новой профессии, увеличилась в среднем на 38% в течение полугода после прохождения курсов.
Сменить профессию было не единственной целью респондентов, хотя с этой целью пришло учиться большинство (66%). 65% из них достигли цели смены профессии в пределах полугода после обучения. Среди других целей – улучшить навыки работы на фрилансе, поменять место работы, оставаясь в профессии, или получить знания для запуска своего бизнеса. Сайт исследования доступен по ссылке, результаты здесь.
Ранее было представлено исследование 13 IT-курсов Яндекс Практикум . 71% выпускников нашли работу по новой профессии в срок до полугода. Среди всех трудоустроенных 43% добились этой цели еще во время обучения или не позднее, чем через месяц после окончания курса. 75% трудоустроились по специальности, которой обучались на курсах. Интересно, что абсолютное большинство выбрало роль наемных сотрудников – на фрилансе предпочитает работать всего несколько процентов.
Зарплата тех, кто нашел работу в новой профессии, увеличилась в среднем на 33% в течение полугода после прохождения курсов. Сайт исследования доступен по ссылке, результаты здесь.
В онлайн-школе «Нетология» 64% выпускников достигли поставленных карьерных целей в пределах полугода. Среди тех, кто хотел сменить работу и начал ее поиски, 58% добились желаемого в пределах полугода после завершения обучения. Чаще всего выпускники находили работу за 2-3 месяца после окончания курсов (36%). Подробнее.
ВПЕРЁД, К БУКИНГУ ОНЛАЙН-КУРСОВ
В планах Инобра давно была оценка качества онлайн-курсов. «Сначала мы заходили со стороны слушателей – что может помочь им с навигацией на этом новом рынке, где каждый день появляются новые игроки. Затем начали обсуждать с партнерами из EdTech, и увидели встречный интерес. Выяснилось, что EdTech-компании собирают много бизнес-метрик, которые позволяют измерить экономическую эффективность, но есть дефицит инструментов, которые помогут оценить – а что происходит с человеком, который попадает в «черный ящик» этих продуктов», – рассказал директор института Евгений Терентьев.
Сейчас инструмент подходит для того, чтобы оценивать эффективность различных образовательных программ для взрослых. Перспективы у него более широкие: если охватить все основные институции на рынке, то можно создать на базе инструмента что-то типа букинга в сфере дополнительного профессионального образования. То есть, пользователи могли бы подбирать себе обучающие программы по различным критериям, основанным на достижении тех или иных целей. Более того, возможности здесь не ограничиваются сферой ДПО: когда-нибудь на этом принципе можно построить, например, систему оценки программ высшего образования. Кстати, что-то похожее сделано в Австралии (проект ComparED).
Те, кому интересно использовать инструмент для оценки своих образовательных программ, могут обратиться к Евгении Шмелевой –eshmeleva@hse.ru