• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

К «учителю» прибавляем «исследователь» – новый подход магистратуры «Педагогическое образование» к сетевым программам в регионах

Новый учебный год начался с того, что Вышка заключила договор с Северо-Кавказским федеральным университетом – теперь будущих учителей в бакалавриате СКФУ будут учить педагогическому дизайну с помощью онлайн-курса Инобра и при участии наших преподавателей. А в сетевой магистерской программе «Педагогического образования» в Псковском государственном университете, на которую провели второй набор, тоже многое меняется. В Инобре усиливают акцент на том, чтобы готовить на сетевых программах не просто учителей, а педагогов-исследователей – да, далеко не все пойдут в науку, но это изменит и подход к повседневной работе в классе. Рассказывает академический руководитель Мария Лытаева.

К «учителю» прибавляем «исследователь» – новый подход магистратуры «Педагогическое образование» к сетевым программам в регионах

© AI

«В этом году мы увеличиваем наше присутствие на сетевой программе в Пскове: там будет шесть наших онлайн-курсов, будем расширять содержательную сторону дисциплин, проводить дополнительные встречи с псковскими преподавателями, которые их ведут… Главное: будем активнее формировать исследовательские компетенции студентов. Кажется, что это наиболее заметный дефицит: все студенты работают учителями, часто им не хватает времени самим погрузиться в новую для них область исследований, нужно больше сопровождения, иногда даже пошагового. Это не только для ВКР: хотим, чтобы учителя, задумываясь о новых разработках, внедряемых инновациях, старались мыслить в русле доказательного подхода. Каждый раз задавать себе вопрос: зачем то-то и то-то нужно мне на уроке, что нового я дам детям с этой помощью, какой ожидаю результат, как я его измерю. Хороший учитель – это педагог-исследователь.   

Программа с Псковским университетом – наша первая сетевая, и мы хотим сделать ее идеальной моделью сетевых педагогических программ. Дорабатываем сопроводительные практики, чтобы максимально перенести наш принцип learning-by-doing. Так, в практике студентов в школе становится больше нашего участия, настраиваем его так, чтобы студент мог видеть свой прогресс – получается целостная модель, которую можно будет транслировать на другие программы. Например, внедряем комбинированный анализ урока, где оценка руководителя практики сочетается с рефлексией студента и оценкой его одногруппников. Причем, мы опираемся не на баллы, которые они себе или друг другу выставили, а на разбор аналитических отчетов – нам интересно, как студент описал и аргументировал удачи и неудачи.

Мы исходим из того, что сетевые магистратуры будут появляться в вузах со своими традициями преподавания педагогических дисциплин: чаще всего университеты в регионах выросли из пединститутов или присоединили их. Настраиваем программу так, чтобы не повторять то, что студент слышал в бакалавриате, а предложить другой угол зрения. Например, вместо истории педагогики у нас – история педагогической культуры, цель которой – посмотреть критически на ее развитие, отрефлексировать, что живо, а что оказалось ненужным, невыполнимым, недоказательным. Так же – с возрастной психологией: подход с другого ракурса, более практикоориентированный, с выходом в школу и анализом ситуации в ней. Не говоря уже о том, что в бакалавриатах нет педагогического дизайна, в рамках которого мы предлагаем другое отношение к привычным формам дидактики, развитию новых компетенций и видов грамотности, новый взгляд на метапредметные результаты, контроль, оценивание. Бакалавриат растянут во времени, студенты сами взрослеют за эти четыре года – от подростков до взрослых людей, там свои задачи, поэтому магистратура должна не дополнять и углублять, а быть совсем другой. В том числе и более погруженной в практику – да, но при этом не хотим называть нашу магистратуру прикладной. Вообще, не хотим, чтобы сохранялся взгляд: «Ну, учителя, это же практики, какие могут быть исследования, какой с них спрос?». Нет, наш учитель должен быть подкован со всех точек зрения – и как серьезный исследователь тоже».

Подробнее о программе «Педагогическое образование»